С глубокого детства нас учат почитать героев. Это очень правильно, так как дает ребенку сформированный позитивный образец для подражания. Будь как герой и тебя все будут уважать и славить – закладывает в подкорку садик и школа. Увы, но подражание героям станет жизненным кредо очень маленького процента школьников...
Остальные так и не станут подражать героям, но у них проявится побочный эффект пропаганды героизма – острая потребность в кумирах!
В молодости, изучая религию, я не понимал почему практически каждая религия предостерегает от создания кумиров. Например, в христианстве и иудаизме это вторая заповедь, в Коране 22 сура 30 аят, в буддизме поклонение кумирам отсутствует по умолчанию. На то время я был атеистом и относил борьбу с кумирами к элементу религиозной конкурентной борьбы. Уже в значительно более зрелом возрасте до меня дошло чем, на самом деле, опасно сотворение кумира:
Сотворяя кумира, человек делегирует ему свое право думать, превращаясь в тупого скота без собственного мнения. В толпе происходит экспоненциальное усиление этого эффекта, к нарицательному скотству прибавляются реальная агрессивность и животная жестокость.
Абсолютно неважно кто именно является кумиром – от политического деятеля до футбольных звезд или поп-див. Поклоняясь кумиру, человек становится настоящим животным, сдерживаемым только страхом наказания. Классическими историческими примерами такой социальной патологии являются немцы гитлеровской Германии или советские люди периода Сталина. Они совершенно искренне были готовы умереть за своего кумира и также с легкостью убивали за его людоедские идеи.
Хотя современное общество и значительно повзрослело, по-прежнему люди ищут и поклоняются своим кумирам. Именно психологическим механизмом «поклонения кумиру» объясняется беспричинная агрессия поклонников кинозвезд или вызывающее поведение футбольных фанатов.
Но самое интересное обнаруживается в политической жизни общества. О нем во второй части!
P.S. Все вышесказанное вовсе не означает, что детей не нужно учить на примерах героев. Нужно, обязательно нужно. Но такое воспитание необходимо дополнять элементами, развивающими самостоятельное мышление. Нужно также приводить подробные исторические примеры, когда общество было очаровано талантливыми подлецами и поддержало чудовищные преступления против человечества. Именно баланс воспитания подвигами героев и самостоятельного мышления детей приводит к созданию гармоничной и самодостаточной личности.