«Я нічого не боюся. Я боюся тільки причетності до ідіотів.»
Ліна Костенко


Возможно, вы смотрели фантастический американский фильм «Идиотократия». Фильм о том, чего нужно ожидать, когда в результате естественного отбора произойдет численное превосходство глупых людей над умными.

Глупость и ум измеряются очень просто – коэффициентом общего интеллекта IQ, придуманным более 100 лет назад. Хотя выдающийся ученый Ардалион Токарский еще в 1896 году считал, что глупость является психиатрическим заболеванием. Он тогда еще не измерял ее никаким IQ.

Чтобы понимать особенности затронутой темы, достаточно обратиться к некоторым историческим фактам.

Когда США готовились к вступлению в первую мировую войну, то было принято решение протестировать новобранцев. После того, как военные обратились за помощью к психологу Р.Йерксу, появилось два теста – Армейский тест «альфа» (для грамотных) и Армейский тест «бета» (для неграмотных). За короткое время были протестированы почти 2 млн. новобранцев (заметьте тогда не было никаких компьютеров). Результаты такого массового тестирования шокировали американское общество начала ХХ века: умственный возраст среднего призывника составлял 13 лет. После чего появились многочисленные материалы и статьи об интеллектуальной деградации американской нации. Это способствовало введению тестирования интеллекта для иммигрантов, чтобы не допускать в страну умственно отсталых, а также была разрешена стерилизация преступников и психически больных. Нечто подобное происходило в Канаде, Австралии, Японии и государствах Западной Европы, и особенно Северной Европы.

А несколько раньше (в начале 1900-х годов), когда во Франции было введено общее школьное образование, возникла необходимость отличать детей, способных к обучению, от ленивых и не желающих учиться, и тех, которые из-за разных врожденных дефектов не могли учиться в обычной школе. Разработку методики тестирования детей Министерство образования Франции поручило психологу А.Бине, который совместно с Т.Симоном создал серию тестов для проверки интеллекта детей.

Надо заметить, что в 1930-е годы тестирование интеллекта детей проводилось и в СССР. В рамках педологии (объединение педагогики, психодиагностики и детской психологии) были протестированы десятки тысяч детей и выявлены некоторые закономерности, похожие на те, которые получали в США и странах Европы. В частности, было обнаружено, что:

Понятно, что эти выводы не вполне соответствовали существующим в СССР лозунгам о «равенстве» и «одинаковости». Итогом стало известное постановление ЦК ВКП (б) «О педологическом извращении в системе наркомпросов», которое запретило в СССР процедуры тестирования на следующие 60 лет.

В США во время второй мировой войны тесты IQ были связаны с отбором кандидатов в ряды офицеров и пилотов. Результаты показали, что из всех кандидатов с оценкой 140 и выше по общеармейскому классификационному тесту более 90% успешно прошли приемную комиссию, а вот среди тех, у кого оценка была 110 и ниже, были приняты комиссией менее 50%. При отборе пилотов дополнительно с тестами на интеллектуальные способности использовались и другие тесты, которые вместе с ними составляли единый набор тестов, предлагаемый кандидатам. Результаты отбора пилотов показали, что тех, кто был обозначен как «готовность к пилотированию — 9» (с высокими оценками), только 4% были исключены при первичной подготовки летного состава, а из тех, у кого «готовность к пилотированию — 1 „(с наименьшими оценкам), были исключены 77%.

О чем же свидетельствуют современные цифры?

В недавно опубликованной книге «Фабрика экранных идиотов» французского нейропсихолога Мишеля Демюрже приведены такие данные: с 1999 по 2009 год средний IQ молодежи перед поступлением в ВУЗ упал на 3,8 пункта. А теперь экстраполируйте эту тенденцию на 100 лет вперед: падение уровня интеллекта до 62 (это умеренно выраженная форма дебильности).

И это при том, что на протяжении XX века люди считали, что лучший интеллект и знания обеспечивают детям лучшие шансы в жизни и внушали эту идею младшему поколению. Весь XX век уровень IQ непрерывно рос. Появился даже так называемый эффект Флинна, по имени новозеландского философа Джеймса Флинна. В его статье "The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978" в 1984 году указывалось, что средний IQ жителей США увеличился на 15 пунктов — примерно на 3 пункта за каждое десятилетие. Дж.Флинн также отмечал увеличение на 20 пунктов IQ голландских призывников с 1952 по 1982 год.

С начала 2000-х годов результаты исследований демонстрируют «обратный эффект Флинна»: рост IQ замедляется, прекращается или даже снижается. Проведенное в 2004 году исследование данных об IQ норвежских призывников показало, что после середины 1990-х годов рост остановился и сменился небольшим спадом. В работах Тисдейла и Оуэна (исследование 2005 года и повторное в 2008 году) показано, что результаты IQ-тестов датских призывников росли с 1959 по 1979 годы на 3 пункта в десятилетие, за десятилетие 1979-1989 годов выросли только на 2 пункта, за 1989-1998 годы — на 1,5 пункта и за 1998-2004 годы понизились на 1,5 пункта.

В 2002 году в Лондоне была опубликована книга «Коэффициент интеллекта и богатство народов» (IQ and the Wealth of Nations), в которой авторы утверждают, что различия в национальном доходе (в виде ВВП на душу населения) коррелирует с различием в среднем национальном коэффициенте интеллекта. В 2006 году вышла книга-продолжение: «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство».

Сегодня полный развал нашего мира не выглядит такой уж фантастикой, как в фильме «Идиотократия»: уровень IQ молодежи неуклонно снижается, и некоторые исследователи считают, что этот процесс уже необратим. По мнению одних, в этом виноват отрицательный отбор по интеллекту (умные люди таки хуже размножаются), а другие винят во всем смартфоны. В этом смысле примечательны оценки Дж.Флинна: «Победа визуального восприятия означает, что меньше людей читает длинные романы или книги по истории. Люди живут в пузырьке из настоящего, что делает их более уязвимыми к воздействию подаваемой извне информации – у них просто нет ничего „своего“, ничего, что они могли бы противопоставить тому, что им говорят».

В нашей стране, например, умственные способности заменяются «симуляцией ума» через диплом о высшем образовании юриста, экономиста, психолога, социолога, политолога, журналиста и др. Но эти люди, учившиеся «журналистике» и «юриспруденции» в политехе, бесполезны предприятиям. Сегодня те же предприятия не могут найти себе электрика, сварщика, токаря или сантехника. Обилие образовательных «мыльных пузырей» строит «мыльную цивилизацию».

В одном из блогов психологи обсуждали такой факт. На фото (см. ниже) детская пирамидка довоенных времен, приобретенная в антикварном магазине. Эта пирамидка состоит из 30 различных по размеру и цвету колец. Около 2-х недель она использовалась на занятиях и было обнаружено, что никто из 3- и 4-классников не смог сложить эту пирамидку с первого и даже со второго раза. (Кстати, среди современных игрушек существуют пирамидки с максимальным количеством колец из 8 штук.) Что это? Уровень интеллекта многих современных детей? Отличие в мышлении детей довоенных времен с детьми сегодня?

Современная цивилизация перестала быть реальной, отсутствуют реальные инструменты для оценки конкретного человека. И чиновника, в том числе. Поэтому людям стало многое «казаться» — в том числе, что они «умные интеллектуалы». Но не в состоянии переварить столь огромное количество информации, люди все меньше понимают, что происходит на самом деле. А значит, управлять ими становится все проще. Вопрос: кому понадобится столько идиотов?

P.S. В последние два десятилетия активно используется такой показатель как EQ (коэффициент эмоционального интеллекта). Даже есть такой мем: «С высоким IQ вас примут на работу, а с высоким EQ – продвинут по службе». Но еще никто не ответил на вопрос: насколько связаны IQ и EQ и какой интеллект все-таки важнее для цивилизационного развития.