Помню кадры с харьковского Евромайдана. Толпы орков возле ОГА, штурм, российские триколоры, прогон евроактивистов сквозь строй обезьян и окровавленное лицо Сергея Жадана. Он не хотел отдавать свой город и поднялся тогда, когда многие предпочли пересидеть. Поэтому сейчас он, как никто иной, имеет право делать так, как считает нужным.
Понимаю возмущенных приглашением на дебаты о Европе луганской «поэтессы» Елены Заславской, известной своими бессмертными стихами о прелестях детородного органа Мотороллы. Видеть на нашей земле гадину, воспевающую пришлых бандитов за их зверства, больно и мерзко. Но давайте начистоту: если мы говорим о дебатах, то настоящие дебаты должны быть именно такими – с участим людей из-за поребрика. Иначе это уже не дебаты, а так, клуб единомышленников.
Мне кажется, в силу своей гениальности, люди искусства каким-то непостижимым образом чувствуют общество. Понимают, что ему нужно, задолго до того, пока само общество сформулирует свою потребность. Нам важно не столько услышать Донбасс, сколько показать разницу между нами. На фоне гуманитарной катастрофы и морального разложения «народных республик» не самая благополучная Украина смотрится как Дубаи по сравнению с Алупкой. Тут приезд в Харьков Заславской как нельзя кстати. Есть минимум три различия, которые невозможно скрыть никакой пропагандой.
Первое. Заславская приехала в Харьков и никто не потащит ее на подвал. Ее не будут допрашивать, измываться. Ее не отдадут на расправу родственникам замученных Мотороллой бойцов ВСУ. А представляете ли вы приезд в Луганск Жадана? Можете ли вообразить, что проукраинский активист имеет возможность не просто приехать туда, но и дискутировать с местной общественностью, переубеждать?
Второе. Таких, как Заславская, нужно почаще показывать в дискуссии. Нужно не бояться транслировать их аргументы, особенно, если нашу сторону представляют нормальные, интеллигентные люди. На фоне украинских писателей убогость заславских оглушающе очевидна. Отсутствие мысли, неспособность элементарно связать два слова говорит о лучших людях оккупированных территорий весьма красноречиво.
И последнее – собственно, «творчество». В среде деятелей культуры убогость текстов «поэтессы» приобретает необходимый резонанс. Там нет и не может быть культуры. Культура там, где свобода. Без нее из недр «республик» будут доноситься только частушки таких вот «поэтесс», очень удачно вытащенных Жаданом на всеобщее обозрение.
Нужно не бояться доверять людям, лучше тебя разбирающимся в своем предмете. Я ни секунды не сомневался, что Жадан знает, что делает и не обманулся в ожиданиях. Побольше бы нам таких писателей.