Министерство всея инфраструктуры Украины. «Кабинет Кирпы». Каждый следующий министр кажется после него арендатором. Стол Кирпы, стиль Кирпы, позже появилась, похоже, лишь транспортная карта Евро-2012, которая, при нынешних темпах строительства дорог может использоваться ещё не один год.
В таких кабинетах положено решать большие, миллиардные вопросы, а у меня в голове вертится крошечный, обывательский, неуместный, местный:
— Почему сначала отправляется из Львова на Киев первый поезд ИнтерСити, и только после этого на вокзал прибывает первый утренний трамвай?
— Почему движение львовских трамваев прекращается прежде, чем прибывает вечерний ИнтерСити с туристами из столицы?
Смешно задавать этот вопрос министру инфраструктуры всей Украины Омеляну, глупо спрашивать об этом главу железной дороги Бальчуна. Да и мэра Львова спрашивать бесполезно, ибо пламенный садовый взор, как взор Саурона, ныне неотрывно прикован к Северу, к мусорной свалке на север от (Башни) Ратуши и президентским выборам вдалеке; поэтому хоть с войском приходи — из мэрского кабинета ты, горожанин, навсегда выглядишь малоросликом и обречен на самопомощь.
Я понимаю, что причина, по которой мы, писатели букв, здесь – публичный конфликт министра инфраструктуры с главой Укрзалізниці, битва экспата с «окулярчиком».
Для меня это не просто столкновение двух чиновников, в котором я должен выбрать сторону. Для меня это выбор путей — железнодорожных, морских, автострад, грузопотоков, — пути страны, наконец.
Беда Wojciechа Balczunа — что у него нет этого пути. Затерялся. В Польше, возможно, был, а в Украине — отсутствует. В Польше Chemia есть, а в Украине химии не случилось. То ли он не понимает нашу страну без перевода, то ли Украина 2016-го ( т.е. задолго до реформ) сильно отличается по сопротивляемости от Польши 2008-го ( т.е. двадцать лет спустя после начала реформ) — но факт налицо: до конца контракта чиновника три месяца с небольшим, а предъявить результат не получается. Только по оценкам Мининфраструктуры в конвертационные центры в 2016 году ушло около 1 млрд грн «Укрзалізниці».
Тот же теневой гешефт вокруг дефицита вагонов (работает 69500 вагонов, предполагается, что это лишь 90% от необходимого, не использованы возможности соответствующего кредита ЕБРР и ЕИБ), подвешивание договоренностей с кредиторами, срыв программ модернизации и ремонта локомотивов, те же непрозоррые игры вокруг закупок всего и вся, те же фамилии и коррупционные связи, тянущиеся в профильный комитет Верховной Рады и далее – к премьеру и президенту.
Меня, в отличие от многих, не беспокоит, что зарплата главного железнодорожника Украины обеспечит существование польской рок-группы. Меня беспокоит, что участник польской рок-группы делает вид, что он управляет нашей железной дорогой. Шестью процентами нашего ВВП. Там, где Бальчун бездействует, Омелян предлагал решения, но вчера, 7 февраля, Омелян крупно проиграл — устав «Укрзалізниці» переписан и принят. Что такое отзыв «делегированных Министерству инфраструктуры функций» по управлению компании «Укрзалізниця»? Что такое Кабмин как коллективный управляющий орган? Означает ли это, что железной дорогой отныне будет рулить широкий пул от министра здравоохранения до министра социальной политики? Нет. Это означает, что деятельность «Укрзалізниці» теперь освобождена от неприятного административного контроля и передана под распил в операционной тишине.
Владимир Омелян обещает не сдаваться. У министерства инфраструктуры и находящегося под давлением молодого министра остаётся немалый фронт работ.
Куда весной уйдёт первая половина — 7,2 млрд. грн — дорожных денег? Куда обычно, или — в дорожное полотно? Уцелеют эти дороги через год? А если расползутся, то будут ли бракоделы схвачены за… гарантии, как схватила их в Днепропетровской области команда Резниченко? Полетит ли Ryanair и откуда? Будут ли сотрудничать DP World и Hutchison Port? Восстановятся ли речные грузовые перевозки? Удастся ли стимулировать импорт электроавтомобилей, будет ли создана для них инфраструктура? Подешевеют ли билеты на внутренние авиарейсы? Отвечать не только Владимиру Омеляну.
Мне не нравится, что ещё за одним экспатом – Славомиром Новаком, главой Укравтодора — из той же Польши тянется не только репутация ещё одного реформатора транспортной инфраструктуры, но и мелкий по нашим масштабам случай недекларирования имущества плюс эпизод с использованием служебного положения для решения семейных финансовых проблем. Поэтомудекабрьская стратегия Укравтодора – это прекрасно, но за новым распорядителем этого бюджета тоже следует присматривать.
А за кем не нужно? Нам не «Укрзалізницю» надо переподчинять. Нам бы переподчинить сам Кабмин – интересам народа, здравому смыслу, инстинкту самосохранения.
Не сделаем этого – увидим, как все наши усилия уйдут в длинный паровозный гудок. Имени 7 февраля.