Проблема бизнеса в Украине в том, что предприниматели, изначально готовые к творческому, рисковому труду, наряду с людьми, готовыми работать за зарплату, принуждаются к работе на условиях, существенно худших, чем в соседних странах.

Поэтому преобразовательные усилия, экономические и политические, этих трудящихся имеют верхний предел.

Он — энергетический: когда усилия по преобразованию страны превышают усилия, которые нужны для трудоустройства и создания бизнеса в другой стране с нормальными условиями.

Этот порог разный для разных социальных групп. Он ниже для молодёжи и для людей, владеющих иностранными языками и международной квалификацией. Эти группы движутся в сторону наименьшего энергетического сопротивления — заграницу.

Поэтому существует проблема скорости политических и экономических реформ. Реформы такой страны не могут быть сколь угодно длительными.Темпы модернизации страны соревнуются с темпами экономической эмиграции из страны. Из движения за реформы вымывается основной, и до того дефицитный, человеческий ресурс. Когда та или иная реформа — налоговая, судебная — передвигается на год, ставки делаются на само существование страны.

Правящая верхушка страны не заинтересована в реформах, п.ч. стабильность власти опирается на совершенно другую часть населения — зависимое от государства электоральное большинство иждивенцев и бюджетников.

С 1991 года в Украине сохраняется естественный идеологический преемник совка — социальное государство. В котором смена формации с социалистической на капиталистическую не отменила симбиоз политической верхушки (раньше партийно-советский аппарат, теперь его династические преемники — крупный капитал) и большинства электората (тот самый класс «бюджетники+иждивенцы»).

Оказалось возможным стабильно, демократическим путём удерживать власть крупных экономических рантье.

По сути единственным новым — и недовольным — классом стал класс новых работающих: т.н. средний и малый бизнес, — предприниматели вместе с занятыми у них на производстве. Без политического влияния и внятного политического будущего.

Реформы в стране, проводимые сверху существующей властью, ограничены условием сохранения прежнего социального государства и обеспечивающих его функционирование старых институций, целиком основанных на коррупции.

В социальном государстве, т.е. государстве распределительном, коррупция является как институтом «разрешительным», «попускающим», компенсирующим излишнее давление государства, так и альтернативным способом реализации общественного интереса. Иными словами, коррупция — неотъемлемая составляющая социального государства, его второй позвоночник.

Я оставляю за скобками обсуждение развития богатых социальных государств с производительностью труда, достаточной для формирования значительных социальных фондов.

Но ожидать от нищего социального государства справедливой судебной системы, или справедливой налоговой системы нельзя по определению, п.ч. несправедливость — единственный ресурс такого государства.

Других ресурсов для сохранения социального государства в Украине сейчас нет.

Главный выбор реформаторов сегодня — попытаются ли они так или иначе сохранять социальное государство в Украине или попытаются преодолеть его. Успеют или нет.