Для меня самое примечательное в теме Холокоста и концлагерей – это способность человечества отрефлексировать абсолютно все и вписать в рамки общего опыта. Процесс осмысления произошедшего начался сразу после освобождения первого концлагеря[1] в июле 1944 года, когда появились первые достоверные сведения и первые фото- и видеосъемки. Кратко пройдемся по достижениям человеческой мысли в осмыслении этих двух тем.

Первое появление концлагерей в массовом сознании глобального масштаба – пропаганда союзников, где концлагеря были символом нацистского зверства[2], которое послужило фундаментом всему остальному.

Одно из первых магистральных разделений – считать ли жертвами Холокоста только евреев или причислять к жертвам и другие национальности, уничтоженные в концлагерях или айнзатцгруппами. С первым из них тесно связано осмысление Холокоста в религиозных терминах как Апокалипсиса еврейского народа.

Дискуссия о закрепленном в Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.) определении геноцида, сделанном Р. Лемкином. Согласно этому определению геноцидом считается не только полное уничтожение социальной или этнической группы, но и «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». Такое широкое определение геноцида поднимает вопрос отличия политики полного уничтожения еврейского народа от политики рабского подчинения славян или частичных геноцидов, устроенных европейскими колонизаторами в 19 ст.

Две исторические школы, спорящие о моменте зарождения идеи полного уничтожения еврейского народа – функционалисты и интернационалисты. Первые считают, что нацисты с самого начала планировали полное уничтожение еврейского народа, а вторые, что решение о полном уничтожении было принято не раньше начала войны. И после нескольких попыток решить проблему другими способами – изгнанием в другие европейские страны, или Израиль или даже на Мадагаскар.

Определение вины «стран-победительниц» — у колониальной политики западных империй много общего с расовой доктриной нацизма. Главное в чем они схожи – это разделение народов на более цивилизованные и сильные и на менее цивилизованные и слабые и признание права сильного решать за слабого. К тому же закрытие границ для немецких беженцев, и бесправность тех, из них кому все-таки удалось бежать в другие страны, существенно упростили нацистам задачу ареста и депортации евреев.

Попытки провести параллели между послевоенной политикой Сталина по отношению к евреям[3] и аналогичной политикой нацистов, и найти отличия и сходства. И параллели между системой концлагерей и Гулагом, советским геноцидом 20-30-ых годов и Холокостом.

И между геноцидом армян, организованным в 1915 году Османской империей. Из параллели, с которым[4] вытекает спор о рациональности и иррациональности политики уничтожения евреев. Сторонники рациональности принятого решения заявляют о финансовой выгоде полученной Третьим Рейхом за счет уничтоженных евреев, а само истребление продиктовано желанием – избежать дальнейших расходов на их содержание, возможных юридических проблем и международного скандала.

Сторонники иррациональности принятого решения обращают внимание на то, что массовое уничтожение началось в 1942 г., когда уже случились первые военные неудачи немцев. И на то, что кампания по уничтожению евреев часто мешала подготовке военных кампаний, конкурируя за транспортные и человеческие ресурсы. И на риторику СС, которая изображала массовые убийства делом чести и тяжелым, но необходимым моральным долгом перед нацией.

И наконец, срез восприятия концлагерей и Холокоста разных поколений. Первый этап – фактаж. Первые фото- и видеосъемки, ориентация на факты (количество жертв, структура и функционирование концлагерей, способ транспортировки и убийства), мемуары выживших.

Второй этап – эротизация концлагерей, связанная с сексуальной революцией и отменой некоторых сексуальных табу.

Третий – стереотипизация. Ставшее общим упрощенное знание о причинах, мотивах и способе массового уничтожения людей в концлагерях.

Четвертый – психологизация, связанная с интересом поколения к психологии и с коллективным страхом перед манипуляциями человеческим сознанием. Основные темы: психология палача, психология жертвы, роль униформы в психике жертвы и палача, механизмы манипуляции жертвами, механизмы манипуляции палачами.

Мемуары выживших представляют собой попытку объяснить или описать случившееся и их также можно разделить на несколько категорий.

Описательные. Свидетельствует о нацеленности на выживание любой ценой, жестокости узников, эмоциональном и психическом оцепенении и исчезновении моральных норм и правил приличия в их среде. Яркий представитель – Т. Боровский.

Истолковательные. П. Леви рассматривает жизнь в концлагере, как возврат от цивилизованного к первобытному существованию, которое требует ловкости и физической выносливости, а не подчинению правилам и нормам совместного сосуществования.

В. Франкл использовал свой опыт пребывания в концлагере для создания и продвижения своей утилитарной психологической теории – логотерапии. По его теории выживанию способствует обретение цели в жизни, что дает человеку волю к жизни и помогает справляться с трудностями.

Романтизирующие. Героизация узников – в основном написана профессиональными писателями, не пережившими концлагерь и в пропагандистских целях.

Сюда же относиться псевдофилософская пьеса того же В. Франкла «Синхронизация в Бухенвальде», где офицер СС – черный ангел, а страдания и терпение узника – триумф человеческого духа и все это под философские беседы Канта, Спинозы и Сократа.

Как ми видим, за 73 года случившийся Холокост и существование концлагерей превратились из шокирующих и ужасающих фактов, символизирующих цивилизационный тупик старого мирового порядка, его конец и начало нового, в кодифицированный опыт человеческой цивилизации, предмет исторических, философских, религиозных споров и популярную тему для массовой культуры.


[1] Майданек

[2] В нацисткой Германии концлагерь и идеологическая политика в отношении евреев в первую очередь все-таки были инструментами власти.

[3] Например, дело врачей 1948-53 гг. , где видные советские врачи были осуждены за отравления топовой советской номенклатуры и за связи с еврейской организацией «Джойнт» и которое сопровождалось повсеместной антисемитской пропагандой

[4] Геноцид армян считается рациональным решением.