Краткая характеристика ситуации. Феодальная Европа – отсутствует централизованная государственная система и четкие государственные границы. Всю территорию Европы покрывает сеть крупных феодальных владений, владельцы которых приносят королям оммаж[1], иногда один сеньор приносит нескольким королям оммаж за разные свои владения, отсюда крайняя запутанность взаимоотношений между королями, сеньорами и их вассалами. Влияние короля зависит от умения собрать вассалов под свои знамена, что в свою очередь зависит от умения договариваться и интриговать. Военные действия – краткосрочные, обычно ведутся с целью захвата определенного замка или территории и заканчиваются подписанием перемирия на зимние «невоенные» месяцы.

На территории современной Франции соперничают два королевских рода – Капетинги и Плантагенеты. Первые — могущественные сеньоры и признанные наследники Каролингов, но совокупная сила крупных феодалов превосходит королевскую. Крупные феодалы осуществляют административное, финансовое и судебное управление в своих владениях, соответственно королевская власть за пределами королевского домена[2] номинальна. Вторые были выходцами из материковой французской знати, захватившими английский трон. Благодаря удачной женитьбе на Алиеноре Аквитанской и военным походам Генрих 2 Плантагенет владел большей половиной французского королевства.

Филипп 2 Август – сын слабого короля Людовика 7 Молодого. Король Людовик позволил завладеть Плантагенетам половиной Франции (Аквитания, Анжу, Бретань, Нормандия), и был лично унижен женитьбой Генриха 2 на Алиеноре Аквитанской, бывшей жене Людовика, из-за чего Аквитания была потеряна Капетингами и перешла к Плантагенетам. Власть при Людовике полностью принадлежала крупным феодальным кланам, из представителей которых состояло окружение короля и его управленческий аппарат. С началом правления Филипп Август столкнулся с такими могущественными феодалами как братья Генрих 1 Щедрый, граф Шампани, и Гийом Белорукий, архиепископ Реймса (его мать Адель Шампанская принадлежала к этому клану и желала управлять королевством от имени Филиппа вместе со своими братьями), Филипп Эльзасский, граф Фландрский, могущественный феодал и дядя жены Филиппа, Бодуэн де Эно, тесть короля, Генрих 2 Плантагенет, самый богатый и могущественный вассал короля. Деятельность короля Филиппа была направлена на укрепление реальной королевской власти, очищение своего ближайшего окружения и управленческого аппарата от крупных феодалов. Филипп 2 Август существенно расширил королевские владения, ослабил влияние крупных феодалов и привел к власти верную ему группу советников, а главное остановил экспансию Плантагенетов, которая грозила полностью захватить французское королевство. Из внутригосударственной деятельности короля, направленной против крупных феодалов можно вывести следующие принципы.

Филипп обязал мелких вассалов крупных феодалов приносить клятву верности королю и поддерживать его в случае ссоры между королем и их непосредственных сюзеренов. Вклинивание между сюзереном и вассалом, давало королевской власти дополнительный инструмент для ослабления власти крупного феодализма, как промежуточного звена между высшей королевской властью и простым рыцарем, держателем маленького фьефа[3]. Для укрепления престижа короля Филипп отказался от принесения оммажа другим королям за владения фьефом на территории других королевств. Использовал матримониальную политику феодализма выдавая за своих небогатых верных вассалов богатых наследниц, получая во владение стратегически важные для торговли или защиты домена земли.

Другими словами, для построения системы королевской власти Филипп Август трансформировал феодальную систему с помощью общественно-политических отношений, сложившихся внутри феодализма.

Король использовал клан матери, чтобы уменьшить влияние графа Фландрского, фактически руководившего королевством после коронации Филиппа. Шампанский клан стал самым влиятельным на некоторое время, но используя союз графов Эно и Фландрского (клан его супруги), Филипп Август добился ослабления влияния клана своей матери и упрочил свое, получив возможность наделить официальной властью преданных ему людей.

Каждый раз вступая в союз с ослабленным кланом против усилившегося, король смог в конце концов уменьшить влияние кланов на королевскую политику, хотя и не устранить их совсем из политической жизни.

Исполнительную и административную власть король доверил незнатным людям, полностью обязанными королю своим возвышением. В начале правления в окружении преобладали крупные феодалы и влиятельные сановники, выдвинувшиеся еще при отце Филиппа, такие как сенешаль[4] Тибо Шампанский и коннетабль[5] Рауль де Клермон, которые представляли интересы определённого феодального клана или владели должностью наследственно. Получив возможность самостоятельно назначать сановников, король выбрал немногих, но наделив их широкими властными полномочьями, источником которых был король, что гарантировало их лояльность интересам короля. Самыми могущественными среди них были Бартелеми де Руа и брат Герен. Первый – простой рыцарь, ставший камерарием[6], королевским докладчиком и военным советником. Второй – монах-госпитальер, ставший хранителем королевской печати, уполномоченным собирать налоги и распределять королевские деньги, редактором королевских хартий.

На время своего участия в Третьем крестовом походе, король отнял у своей матери, которую оставил регентом, и у совета крупных феодалов контроль над королевской казной, поручив ее тамплиерам и шести именитым гражданам Парижа. Управление королевской казной так больше и не вернулось к представителям крупных феодальных родов. Управлением финансовыми средствами короля занимался некий брат Эмар, рыцарь-тамплиер, он же разработал финансовую организацию королевского домена.

Король, оставив феодальной знати их титулы, привилегии и владения, создавал систему королевской власти, независимую от их влияния, которая постепенно должна была распространится на территорию всей Франции.

Для упрочения королевской власти королю нужен был богатый и защищенный домен. Две первоочередные задачи в таком случае: расширение владений за счет овладения морскими портами и территориями, через которые проходят оживленные торговые пути, и защита собственного домена. Выполняя первую задачу, король присоединил к своему домену владения в долинах рек Соммы и Роны, а выполняя вторую — долину Уазы. Ценой приобретений стали кровавая распря с Филиппом Эльзасским и признание права наследования графства Фландрия за Бодуэном де Эно. Создание нового могущественного приграничного фьефа потенциально осложняло отношения между французским королем и императором Священной римской империи, который также был сюзереном для нового графа Фландрского.

Нормандия, отвоеванная у Плантагенетов, стала главным территориальным приобретением Филиппа 2 Августа и определила характер королевской административной системы до ее упрощения во времена Французской революции. Нормандия, присоединилась к королевскому домену, сохранив административную и финансовую систему – деление на виконства[7] и бальяжи[8] с сохранением двух ежегодных собраний, которые назывались Великая шахматная доска. Король конфисковал земли феодалов, преданных Иоанну Безземельному, и раздал верным ему людям, а председательство на Великих шахматных досках поручал Герену и Бартелеми де Руа. Сохранив принятую в герцогстве систему управления, король обеспечил себе лояльность средних феодальных сеньоров и местного населения. Замена крупных собственников и предателей на представительских должностях и раздача королевским вассалам конфискованных в герцогстве земель, обеспечили спокойное присоединение герцогства к домену.

Филипп начал строить систему королевской власти переподчиняя себе феодальную систему, а не создавая единую систему управления на всей территории королевства. Построенная королевско-феодальная система сохранила внутригосударственные границы и территориальные пошлины и создала крайне запутанные системы территориальной администрации и налогообложения, отличающиеся в каждой части Франции. С наступлением Нового времени королевский феодализм тормозил экономическое развитие страны и образование национального государства, что стало одной из предпосылок Французской революции.

П.С. Часть 2 будет о личных качествах короля и его борьбе с Плантагенетами.


[1] Клятва верности вассала сюзерену.

[2] Владение.

[3] Ленное владенье, жалованное вассалу сюзереном.

[4] Высший сановник королевства, занимавшийся судами от имени короля, управлением двора и армией королевского домена. Должность была упразднена Филиппом 2 Августом.

[5] Помощник сенешаля, заведует военными делами.

[6] Хранитель королевского архива.

[7] Территориальная единица во Франции.

[8] Округ.