Вчера к нам, в Киевскую Школу Экономики, приходил вице-премьер Геннадий Зубко. В теории он приходил подискутировать с Инной Совсун про кадровый голод к госслужбе, обсудить возможные способы привлечения умных людей на госслужбу и все в этом духе. Но не получилось. Большую часть времени он потратил на перечисление заслуг министерства в области ЖКХ, строительства и т.д. и т.п., практически обойдя стороной вопрос встречи — как привлечь адекватных людей на гос службу.

В этой колонке я просто хотел бы донести свою личную и простую мотивацию, почему я не собираюсь идти на гос службу.

Хедлайнер вечера много раз сокрушался, дескать, зарплаты маленькие, никто не идет, и вообще люди на вес золота. Ребята, не все решают зарплаты. Персонально для меня есть много предохранителей, которые отпугивают от госслужбы куда сильнее нерыночных зарплат.

Первое — нет карьерного роста. Если я пойду в бизнес — я буду рости быстрее.

Второе — окружение. Если я прийду в среднестатистическое государственное агенство — с огромной долей вероятности меня будут окружать дяденьки и тетеньки, которые не только слабо отличаются порывами к работе — они еще и склонны мешать работе других. Это стереотип. Так не везде. Но вот личный опыт некоторых моих друзей это подтверждает, увы. «Нам дадут столько-то денег на этот проект? Не, не будем нифига делать, это лишние бумажки». В то же время, в бизнесе неэффективных людей увольняют. Вредителей — выгоняют. Намек, я надеюсь, очевидный.

На госслужбе очень слабая (практически отсутствует) система нематериальных поощрений. С самого начала я могу прийти на гос службу на должность сотрудника какого-то отдела в каком-то департаменте. Все, кроме меня будут старшими сотрудниками, заместителями чего-то там и прочее и прочее. Дайте мне плюшечек, дайте мне нефинансовые стимулы, дайте мне плашечку: «межгалактически офигенный кадр». Я не хочу работать в отделе, где из 8 человек семь — старшие сотрудники. И я. Один единственный сотрудник. Который и работает за весь отдел из восьми человек (именно так это воспринимается).

Кстати. Когда мы говорим про привлечение молодежи. Какие министерства предлагает программы стажировок? Какие министерства рекламируют свои программы стажировок? Как это делает НБУ, благодаря чему и получает свой пласт новых людей с хорошим образованием в своей структуре.

Так вот. Вы знаете, что главное, что больше всего меня останавливает от похода в гос службу?

«Мають бути аналітики, мають бути молодь у міністерствах. Але приймати рішення мають спеціалісти з досвідом роботи у державних структурах, професійні державні службовці.» — Это практически дословная цитата вице-премьера.

Приходите, ребята. Забивайте на социальный статус. Забивайте на уважение в обществе и на хорошие зарплаты. Забивайте на карьерный рост. Жертвуйте всем и приходите на гос службу, чтобы иметь возможность изменить ничего. Вы будете готовить материалы, аналитику, проекты законов. Но решения все равно будут принимать люди, которые годами учились не принимать никаких решений.

Геннадий Григорьевич, децентрализация должна касаться не только бюджетов, территориальных общин и инициатив на местах. Это, в первую очередь, делегирование полномочий. Именно возможность что-либо изменить является главной мотивацией для «правильных» гос служащих новой формации. И их не стоит лишать этой возможности. Для нашего же блага.