На днях, пани министр образования и науки заявил, что финансирование родителями школ – это миф (https://osvita.ua/school/57908/). Мол, бытует такое мнение, но на деле все не так.
Оно и понятно. В стремлении к лучшему и в демонстрации демократичности министр не видит реальной картины. Ну правда, где ей увидеть? При посещении школ, дет садов и прочих учреждений образования она общается с кем? Правильно, с чиновниками и директорами. А посещает какие школы/сады? Ну точно не те, которые стали нашей реальностью. И вот там, в этом искусственном мире образования существует оказывается миф о родительском финансировании. И путь его развенчания озвучен – опубликовать финансовые отчёты учебных заведений.
И вот этот самый момент, несмотря на всю признательность за новый закон «Об образовании» очень хочется «сбить с Олимпа» в реальность украинского родителя. Заставить посмотреть закупки, где видно, что школы и сады не покупают. Ни мебель, ни методические материалы, ни дополнительные учебники. А объёма канцелярии, моющих и даже туалетной бумаги хватит на один день существования.
А потом дать в руки калькулятор и провести нехитрый расчёт. Возьмём для примера Мариуполь. Среднее количество учеников школ – 34 тыс. детей. Средний взнос с ученика в «фонд школы» — 100 грн. в месяц. Да ещё 50 грн. в «фонд класса». С учётом всех сдающих/не сдающих получиться в среднем по 100 грн. в месяц с одного ребенка. Итого 3,4 млн. грн. в месяц поступает от родителей. А в учебный год – 30,6 млн.грн. А если добавить детей из дошкольных учреждений (13,9 тыс. детей) со средними взносами по 50 грн. в месяц, то общая сумма финансирования родителями стремительно приближается к 40 млн. грн. в год. Очень неплохой миф получается. И это в прифронтовом городе с экономической стагнацией по всем фронтам.
А если посмотреть на Днепр, Харьков и другие «миллионники», то объем чистого нала родительского финансирования достигнет ужасающих размеров.
Поэтому, можно до бесконечности убеждать себя в мифологии, отмахиваться от реальности и строить радужные планы исходя из показательных вояжей.
А можно просто признать очевидное и пойти по пути решения проблемы, а не отрицания.
И от того, какой путь изберёт МОН и будет зависеть успех реформы образования.