Сегодня мне прислали забавную ссылку – почитал, от души повеселился, попытался понять, всерьез ли это все или все-таки очень толстый троллинг? Вроде бы всё, можно отложить в сторону и забыть. Но после всех тех процитированных «рассуждений» об «истинной науке» как-то невольно задумался о том, какими путями развивались два мира – мир Европы плюс Азии и мир после распада Киевской Руси (куча местных княжеств, монгольское нашествие и т.п.). Получилась в чем-то даже непонятная для меня картина, хоть и интересная. (Предупреждаю – получилось много текста, читать придется долго)

Предлагаю просто охватить мысленно следующий исторический период – примерно с 1000 до 1700 годов нашей эры (то есть, в основном Средневековье разных эпох и немного новой истории). И попробуем быстро, сходу вспомнить какие-то основные культурные, научные, философские тенденции того или иного периода.

Итак, Европа. Сходу вспоминаем, что к чему.

Живопись, скульптура и т.д.. На ум сразу приходит куча имен, даже просто нахватанных «по верхам» — Джотто, Боттичелли, да Винчи, Микеланджело, Челлини, Рафаэль, Веласкес, Рембрандт, Гольбейн, Босх, Дюрер… Колоссальное количество шедевров мирового масштаба. Живопись постоянно развивается. Множество школ, множество сюжетов (хотя все начиналось зачастую только с изображения многих библейских сюжетов), фантастическое развитие светской живописи (портреты, натюрморты, пейзажи, батальные сцены и т.д.)

Литература, драматургия, поэзия. Та же картина – сходу можно вспомнить уйму имен и произведений, от «Сонетов» Петрарки и «Дон Кихота» Сервантеса до пьес Шекспира и Мольера. Расцвет всех жанров – поэзия, драматургия, беллетристика в чистом виде (рыцарские романы, плутовские притчи и т.д.), описания путешествий…

Философия. Снова целый «мешок» имен – Джордано Бруно, Эразм Роттердамский, Бенедикт Спиноза, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Блез Паскаль… Огромное по тем временам количество университетов, постоянно обменивавшихся какими-то своими идеями, устраивавших публичные диспуты – причем часто выходившие за пределы узко богословских тем. Определенное свободомыслие, даже несмотря на реальную угрозу со стороны инквизиции, когда слишком «завравшийся» диспутант мог услышать «Что, умник, на костер захотел?». Можно сколько угодно веселиться по поводу диспутов о том, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы или каковы размеры ада и рая. Но факт остается фактом – чтобы участвовать в таких диспутах, надо было хорошенько шевелить мозгами и уметь формулировать новые тезисы, со строгим обоснованием.

Наука. Масса астрономических, физических и математических открытий. Датский астроном Тихо Браге в конце XVI века составил колоссальный каталог небесных тел, со всеми возможными данными и измерениями. Николай Коперник предложил гелиоцентрическую модель солнечной системы. Про Галилео Галилея слышали даже самые ленивые ученики начальных классов. Джордано Бруно предложил концепцию множественности миров во Вселенной. Иоганн Кеплер в начале XVII формулирует свои законы движения планет, которые сейчас назубок знает любой любитель астрономии, а также заложил основы интегрального исчисления (без них сейчас вообще невозможно представить современную математику и физику)… Рене Декарт (автор нынешней классический системы координат), Пьер Ферма с его Великой теоремой…

Латынь – была в то время универсальным языком науки. Да и сейчас сохранила определенное влияние – в медицине, юстиции знание основ латыни и применение латинской терминологии остается необходимым.

Перейдем к арабскому миру. При всей своей неоднозначности и даже нетерпимости – тоже дал множество ценных идей и открытий. Достаточно вспомнить хотя бы нашу десятеричную систему исчисления, концепцию нуля и те самые «арабские» цифры, которые быстро вытеснили громоздкие римские цифры.

Наука, медицина. Сразу на ум прилетает имя медика (и не только) Авиценны, он же Ибн-Сина – по его трудам Европа учились несколько столетий. Математик Омар Хайям в Персии. Философ Аверроэс из Кордовы (современная Испания). Опять-таки публикации многочисленных научных и философских трактатов, дискуссии, которые опять-таки не ограничивались исключительно толкованием Корана

Литература, культура. Арабская поэзия средневековья до сих пор остается классикой почти во всем мире и переведена на множество язык. Опять-таки сходу можно вспомнить Омара Хайями и Рудаки. Арабский язык – общий язык поэзии и науки того времени и того региона (Арабского Халифата и его остатков), стал аналогом латыни в Европе. Огромное количество богословских школ-медресе, лучшие из которых обучали не только чтению Корана (можно считать аналогом европейских университетов).

А теперь попробуем вспомнить, чем знаменателен этот период в истории после распада Киевской Руси (примерно с 1100 по 1700 годы). Я вот попытался вспомнить хоть что-то заметное и выдающееся, не прибегая к помощи интернета и энциклопедий. Хорошо порылся в памяти и кое-что вспомнил. Итак, перечислю все вспомненное:
- «Слово о полку Игоревом»
- иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек
- записки Афанасия Никитина, «Хожение за три моря»

Потрясающий список, правда? То есть по Европе и арабскому миру вспомнилось в десятки, а то и в сотни раз больше, чем по Руси и пост-русичких государственных образованиях (десятки княжеств, Московия). Неужели целый пласт культуры и науки того времени прошел мимо? Или все-таки этот пласт оказался невероятно тощим? Поехали по списку.

Светская литература и живопись в период XIII-XVII веков. Ничего не вспоминается, лишь отдельные летописи и грамоты. С живописью – тишина. Могу вспомнить только иконопись. Если честно, русскую икону XIV вряд ли отличу от иконы XVII века – заметных изменений канонов не вижу. Зато европейскую живопись приблизительно, навскидку, все-таки можно идентифицировать, хоть и очень грубо – по принципу «Это было написано до Леонардо, а это было примерно во время Рембрандта». То есть какая-то динамика, развитие искусства были, «выходы из шаблонов», которые позволяли создавать узнаваемые новые течения и школы.

Философия, богословие. Ноль, ни одного мало-мальски заметной фигуры не вспомню – даже на поприще богословия. Только Никон со своей реформой-расколом и его оппонент протопоп Аввакум, да Сергий Радонежский. То есть фигур, подобных Франциску Ассизкому, Бернару Клервосскому, Мартину Лютеру, Жану Кальвину, да хоть Игнатию Лойоле – никак не вспомню.

Наука, математика, физика, астрономия, химия. Простите за выражение, но просто полный «болт». Причем вообще без резьбы – хоть правой, хоть левой. Полный нуль сведений в памяти. То ли я полный невежда, то ли действительно нечего вспомнить.

Зодчество, архитектура. Слава Богу, тут что-то точно есть – киевская Святая София, новгородская Святая София, множество храмов, монастырей, некоторое количество крепостей и кремлей.

Попробуем подвести итоги. Итак, выходит такая картина – если пройтись мысленно 500 лет с лишним по истории Руси-Московии (примерно с 1150 до 1700 года, когда она была довольно жестко замкнута на себя), почти невозможно что-то вспомнить по литературе, поэзии, драматургии, философии, науке. Почти все, что вспоминается – русская иконопись. Маловато будет, даже слишком…

Практически, какие-то научные и литературные подвижки в Московии-России начались только в XVIII веке, когда Петр Первый начал активно тащить с запада все подряд и приглашать различных спецов для «обмена опытом». Конечно, мошенников было множество, но какой-то реальный сдвиг все-таки начался. Да и своих людей Петр тоже начал выталкивать в Европу на учебу. Вот тогда и пошел какой-то процесс, удалось даже Леонарда Эйлера выманить в Санкт-Петербург… Появились такие имена, как поэты Тредиаковский и Ломоносов (тот опять-таки учился в Германии, занимался научной работой), историк Татищев и т.д. Только в 1724 году был основан первый российский университет в Санкт-Петербурге, затем университет в Москве (1755 год)… Как ни крути, но для развития и какого-то нормального прогресса – потребовался западный опыт (научный, культурный, философский, экономический), ибо собственный отсутствовал практически полностью.

Конечно, можно вспомнить множество старинных университетов и академий на территории бывшего СССР. Вот только одна закавыка – они-то все являются порождениями именно западного мира, а не русско-московского… Возьмем несколько примеров.

- в нынешнем Калининграде существовал Кёнигсбергский университет, основанный в 1544 году Альберехтом Гогенцоллерном, великим магистром Тевтонского ордена и первым прусским герцогом

- Вильнюсский университет, был основан в 1570 году как иезуитская коллегия, позднее стал академией и университетом

- Острожская академия (Ровенская область) опять-таки основана во времена Польши, в 1576 году, православным князем Константином Острожским

- Киево-Могилянская академия – основана в 1615 году как Киевская братская школа, позднее стала коллегиумом и академией (несмотря на свой православный статус, была основана и развивалась в то время, когда Киев входил в состав Польского королевства, а учредителем был вообще Иерусалимский Патриарх)

- Львовский университет – основан в 1661 году указом польского короля (на базе иезуитской коллегии, появившейся еще в 1608 году)

Вот такая интересная картина получается – активное развитие науки и культуры на территории бывших СССР и Российской империи оказалось невозможным без непосредственного влияния Европы. Фактически, европейский мир дал практически все – пришлось «высаживать» чуть ли не в голом научном и культурном «поле». Интересно было бы разобраться, почему же так получилось? Выходит, протестантство, католицизм, зарубежное православие (те же Константинопольский и Иерусалимский патриархаты) сумели в таких масштабах учреждать школы, коллегии, академии и даже университеты – но при этом московское православие, похоже, в этом направлении ровным счетом ничего не сподобилось сделать (насколько можно понять, первые духовные семинарии были учреждены только в XVIII веке)? При этом уже с XVI века было огромное количество православных школ и коллегий в Великом Княжестве Литовском и Польше!

Вот, в качестве примера вспомним печатника Ивана Федорова – только в середине XVI века была предпринята попытка создать типографию в Москве, хотя к тому времени на польских и литовских территориях уже было множество славянских типографий (как пример, можно вспомнить белоруса Франциска Скорину, который перевел и издал Библию на белорусском языке). Был основан Печатный двор в Москве, Федоров издал «Апостол» и «Часовник», после чего… уехал сначала в Великое Княжество Литовское, а потом перебрался в польский Львов, где и пребывал до конца своей жизни. Можно только развести руками…

Похоже, для кое-кого просвещение всегда было и остается лишь помехой и кознями «бездуховного мира». Остается лишь вспомнить незабвенного ядовитого Вольтера и его памфлет «О страшном вреде чтения»…

© Фото tasinblog.com