Давайте мысленно представим стотысячный Майдан и про себя прокричим:
Слава Україне! Героям слава!
Слава нації! Смерть ворогам!
Україна! Понад усе!
Сколько раз мы кричали эти слова? Но задумывались ли мы над практической стороной вопроса. Борясь за экономическое процветание Украины, мы в налоговой группе сами себе постоянно ставили вопрос – почему правительство не хочет провести такие простые и рациональные реформы? Почему мы, активисты, в прямом смысле слова – сражаемся, как с врагами, с министрами и первыми лицами государства?
Обращая свой взор на успешные нации – Францию, Англию, Японию – задумываешься, что такое есть у них и чего не хватает нам для достижения экономической и военной мощи, для достижения высокого уровня жизни наших граждан? Недра наши забиты полезными ископаемыми, плодородные почвы способны прокормить полмира, географическое положение ничуть не хуже, чем у других. Что с нами не так?
Давайте поищем ответ в вышеупомянутых кричалках. В них присутствует Украина, Герои, Нация, Вороги. Когда мы прославляем страну – это понятно. Когда прославляем героев – это тоже понятно. Но когда мы прославляем нацию – кого мы имеем ввиду? И когда проклинали врагов еще до российской агрессии – кого мы считали врагами?
Перед тем, как перейти к врагам, давайте попробуем определить, что же такое нация. С первых же строк откидываю этническую часть вопроса. «Слава нации!» кричат русскоязычные Киев, Одесса, Днепропетровск. Первые убитые на Майдане были армянин и белорус. То, что объединило людей на Майдане и позже, после российского вторжения, тоже выходит за рамки этничности. Да и опыт Швейцарии показывает, что этнос не играет ключевой роли, хотя и преуменьшать его значения не стоит. Просто в этой статье я выйду за рамки этничности.
Сразу хочется разделить термины «нация» и «народ». Точных определений мне найти не удалось. Интуитивно, народ — это как приплод, то, что «бабы ещё нарожают», что-то бытовое, этничное, фольклорное, что можно посмотреть, сфотографировать, «пощупать». Народ – это объективное, на что можно посмотреть со стороны.
Нация — это что-то другое — неосязаемое, как электричество, это идея, какое-то одинаковое представление большого количества людей о себе, о своём месте в мире. Нация — это есть представление народа о самом себе. Это представление о единстве, представление о своём прошлом, настоящем, будущем, представление об общей цели.
Народ – носитель представления о себе, как о нации. Это как хард и софт, железо и программа. На каждом историческом этапе софт обновляется. Нация – это вирусная программа, обновляющая представление о самих себе миллионов людей. Тогда возникает вопрос – какого качества софт должен быть установлен на носитель «народ» на современном этапе? До какого уровня должны быть «прокачаны» основные составляющие этого следующие представления:
1 Территория и культура
2 Мифы и герои
3 Политизация масс
4 Государство
Первая часть представления связана с представлением о своей Родине и её границах, о своей культуре. Это ощущение, что максимальная самореализация возможна только у себя в стране в рамках данного сообщества и данной территории. Это ощущение принадлежности к данной группе, солидарности с другими её участниками. Ощущение преданности данному обществу, нации, родине, которые символизируют культуру, интересы, институты. И даже готовность умереть за эти представления. В первой части поставим украинской нации зачёт.
Вторая часть представления связана со славным прошлым, с мифами про украинскую нацию и её героев. И здесь у нас всё в порядке. Старинные украинские мифы, которые так любят оспаривать советские историки, дополнились новейшими неопровержимыми мифами о Майдане. О героях Небесной сотни. О севастопольских курсантах, певших гимн Украины во время снятия украинского флага и отказавшихся присягать российским войскам. О волонтёрах и добровольцах, первыми поднявшихся на защиту страны. О киборгах донецкого аэропорта. О бесчисленных героях АТО. О переселенцах с Крыма и Донбасса. О трагедии и героизме крымских татар. О футбольных фанатах с хитом про Путина. О литовцах, написавших песню на стихи Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями»… Этого больше, чем достаточно, чтобы мы не только возрождали былую славу, но и формировали новую современную нацию, как представление о самих себе, как нации. По мифологии тоже зачёт.
Третья часть – политизация. Формирование современной нации уже невозможно без включения в политическую и экономическую жизнь страны широких масс населения. Общепринятая у развитых наций схема укрепления государства и повышения экономической эффективности через рост национального самосознания и гордости за свою страну – строится на идее передачи суверенитета сверху вниз. От суверена-монарха к суверену-гражданину. Преображение «народа» в активных граждан путём предоставления им доступа до равных политических, социальных, гражданских прав и свобод. Предоставление доступа до равного правосудия и участия в управлении страной – так набившие нам оскомину социальные лифты. Выполнение этого пункта блокируется псевдоэлитами, монополизировавшими и доступ к ресурсам, и доступ к правосудию. И пока представители той части общества, которая уже привита вирусом нации, не добьётся доступа к правам и свободам, нация состояться не может.
Четвёртая часть обновленных представлений – это необходимость институализации в виде сложившегося государства или стремление оформиться в виде нового государства в новых границах. Нация стремится к суверенитету. Представление есть, его реализации нет. Мы видим слабую субъектность Украины на международной арене, слабую экономику, слабую обороноспособность. Псевдоэлиты, которые самоустранились от выполнения функций по усилению государства и сплочению нации, не обладают обновлённым представлением о себе, как части нации. У украинской нации и украинских правителей разные цели. Трудно представить, чтобы Черчиль вместо слов «никогда, никогда, никогда не сдавайтесь», говорил бы своей нации «воевать нельзя, у немцев много самолётов и танков».
Но есть исторический плюс – в отличии от прошлых веков, Украина имеет свой статус государства, который просто необходимо сохранить и наполнить всем тем, чем обладают успешные страны. «Нация – это источник творческой культурной энергии и экономического благосостояния». Нация – это культурное сообщество с общим представлением о целях. Элита нации – это те, кто обладает представлением о пути достижения этих целей. Те группы, которые сегодня предлагают свои решения модернизации страны, и есть элита, время которой настаёт.
Представление сильной сложившейся нации о самой себе основывается на уверенности в своём счастливом будущем. И не только счастливом, но и славном! Псевдоэлиты навязывают нам нормальность представлений «выживание», «безопасность», «стабильность». Но нам уже тесно в этих несвойственных для нас рамках. Мы хотим не только экономического роста, но и экономической экспансии! Мы хотим встать в полный рост в семье взрослых наций.
Поэтому задача на сегодня – заменить псевдоэлиты, доставшиеся нам в наследие от СССР, настоящими элитами, цели которых совпадают с целями нации. Либо заставить временно-находящиеся у власти псевдоэлиты отказаться от личных целей и до своего ухода действовать в интересах нации.
Формирование всех успешных наций происходило в условиях войн, конфронтации, аннексий, оккупаций. И с этой точки зрения у нас сейчас самое удачное время для формирования нации. Повторюсь, представление о нации, о своей принадлежности к нации – это не врождённая особенность, это новая ориентация в мире, которую выбирает элита для сплочения нации, для демонтажа архаичных институтов, для борьбы с другими народами и культурами, от которых надо отгородиться, и для сотрудничества с теми, с кем нам по пути.
Отдельно хочу сказать про украинский язык. Свою роль в объединении и монолитизации украинской нации он еще не сыграл. Поколение русскоязычных украинцев сменится поколением, свободно говорящим по-украински. Новая элита и свободная экономика подтолкнут к развитию украинское кино, украинскую эстраду, украинское книжное издательство. Мы станем нацией не потому, что говорим на одном языке, а заговорим на одном языке для того, чтобы стать одной нацией! И подобно англичанам, французам, японцам и полякам займём своё место в ряду зрелых политических наций.
PS цитаты, идеи, вдохновение из книги Георгій КАСЬЯНОВ ТЕОРІЇ НАЦІЇ ТА НАЦІОНАЛІЗМУ