Подходит к концу четвёртый постмайданный год. Попробую подвести итоги налоговой реформы, в которой я принимал активное участие. Очень мало, что изменилось в Украине с 2014 года в налоговой сфере. Сама налоговая служба так и осталась чёрным ящиком, закрытым для общества. Две самые большие дыры нашей экономики, контрабанда и схемы НДС, находятся именно там, в Государственной Фискальной Службе.
И пока этот орган не стал прозрачным — никакие изменения в налоговый кодекс не дадут нужного результата. Ведь имплементировать принимаемые законодателем изменения должны именно те, против кого изменения направлены. Если принимается решение о НДС-счетах (СЕА ПДВ), то оно принимается с целью ликвидации злоупотреблений с НДС, который в нашей стране является товаром. Но если такой инструмент, как НДС-счета, даётся в руки тому, кто этими схемами занимается, то проблема не будет решена, а схемы станут более изощрёнными.
Так по результатам проверки, которую возглавлял министр экономики Абромавичюс, в мае 2015 года были уволены и голова ГФС Белоус, и два его зама. По словам общественных экспертов, те нарушения, которые значились в выводах комисси, тянут не на увольнение, а на уголовное дело, но скандал замяли, выводя комиссии засекретили. Пришедший на смену Белоусу пан Насиров отличился тем, что «потерял» 3 терабайта информации. Также пан Насиров отличился тем, что перестал публиковать данные о возврате НДС, что прямо было прописано в законе, а впоследствии оказался на скамье подсудимых. Это всего лишь несколько штрихов к образу налоговой службы, того самого чёрного ящика, доступ к которому тщательно охраняется всеми первыми лицами государства. Это и священная корова, и курица, несущая золотые яйца, и кощеева игла одновременно.
Но вернёмся к истории. 2014 год, Майдан победил, у нас новые Президент и Премьер. Активисты разрабатывают визии, концепции реформ, стучатся во своими наработками во все двери власти. Но по советской традиции, двери власти плотно закрыты. Ни Президент, ни Премьер не считают нужным слушать, что же там говорят общественные деятели. Арсений Яценюк и Игорь Белоус группируют 22 налога в 9 основных и отменяют проверки малого бизнеса. Оба решения положительные, но общая налоговая нагрузка не снижается. 4-й квартал 2014 года характеризуется падением экономики на 15%.
2015 год. На посту министра финансов с 4 декабря 2014 года начала работать Наталья Яресько. Понимая, что налоговая реформа крайне необходима для спасения экономики, на позицию замминистра была назначена Елена Макеева, на которую и была возложена функции подготовки налоговой реформы. Пани Макеева провела открытые платформы для активистов и общественных экспертов, где каждый желающий мог предложить свою концепцию налоговой реформы.
Ни одна из предложенных концепций не была принята ко вниманию, Минфина, вместо этого Минфин предложил концепцию Ивана Миклоша, бывшего министра финансов Словакии «Всё по 20». Законопроект 3630 разрабатывался организацией PwC Україна за счёт гранта Великобритании в размере 1 млн фунтов(!!!). Но даже за такую фантастическую сумму в итоге новый 700-страничный налоговый кодекс выявился лишь компиляцией старого, и был , зарегистрирован в ВР лишь 11 декабря.
А предполагалось, что в конце лета 2015, к заседанию Нацсовета реформ 3 сентября, Минфин представит свой законопроект. Этого не произошло. Президент Порошенко, видя саботаж со стороны Кабмина и Минфина, поручил главе Комитета по налоговой политике Нине Южаниной подготовить проект налоговой реформы. В Комитете ВР собрались депутаты, активисты, общественные эксперты, аудиторы и специалисты в налоговой сфере — в результате 25 октября был зарегистрирован ЗП 3357 о налоговой либерализации.
Ни один из предложенных законопроектов не был поставлен на голосование. Был разработан компромиссный вариант 5368, который был подан в ВР только 21 декабря 2015 года. Основной плюс этого этапа реформы — унификация и снижение ставки ЕСВ до 22%.
2016 год. Падение экономики за 2015 го составило 12%. 14 апреля 2016 г. Верховная Рада отправила в отставку премьер-министра Арсения Яценюка, поддержав на его место кандидатуру Владимира Гройсмана. В этот же день парламент утвердил новый состав Кабмина, в котором должность министра финансов Украины получил Александр Данилюк.
Новый министр сразу назвал себя либертарианцем, а своё министерство драйвером реформ. Была создана открытая рабочая группа по налоговой реформе, за основу был взят законопроект 3357. В результате работы к концу года были приняты изменения, дававшие Минфину больше полномочий и ставившие налоговую службу в подчинение Минфину. Положительные моменты этого этапа реформ в прозрачности возмещения НДС были подпорчены блокировкой налоговых накладных. Налоговая нагрузка так и осталась чрезмерной, а администрирование не стало легче.
Основная надежда экспертов была в замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал, но этого не случилось ни в 2017, и не случится в 2018. Так что никаких рывков экономики в 2018 году не предвидится. Но наша борьба не закончилась. Есть ориентир — Эстония, чья налоговая система признана лучшей в мире. На протяжении последних четырёх лет противниками налоговой реформы выступают администраторы Европейской Бизнес Ассоциации, иногда администраторы Американской Торговой Палаты, иногда представители большой четвёрки. Странная вещь, согласитесь. Оказывается, крупный бизнес всё устраивает.
Более подробно историю «борьбы» описал Даниил Монин.
Фейсбук автора
Павел Себастьянович
топ-автор
Апдейт налоговой реформы 2014-2017
22 грудня 2017 06:38