Сегодня в составе команды блогеров ходил в гости к Лилии Гриневич. Ещё позавчера я был настроен решительно, вынашивал вопросы. А вчера прочитал Концепцию Новой Школы, полистал предложения МОН по изменениям в Закон про Образование. и у меня количество вопросов уменьшилось до одного.

Поэтому статья эта будет в форме отчета о встрече.

Что мы имеем сегодня? 500 тысяч учителей, среди которых большинство - это советские учителя, для которых ребёнок - это ещё не человек. Думать, что какой-то закон или какая-то реформа моментально поменяет этих людей - наивно. Что предлагает министр? Начать с учителей начальной школы - их 20 тысяч (уже легче). Их нужно переучить и переподготовить до сентября 2018 года - именно с этой даты начнётся реформа. Повышение зарплаты до 6000 грн также привлечёт в школу новые кадры.

Чему будут учить учителей? Внимание! Цитирую Концепцию: " «...варто говорити про нову роль учителя – не як єдиного наставника та джерело знань, а як коуча, фасилітатора, тьютора, модератора в індивідуальній освітній траєкторії дитини»". Понятно, что Академия Педагогических Наук такому научить не сможет. Поэтому к переобучению будут привлечены финские и свои несистемные специалисты. В Хельсинки у нас большой украино-финский проект по системе подготовке учителей. И в дальнейшем педагог и школа будут сами выбирать, где повышать квалификацию учителям, и чему им надо учиться.

С 2018 года также заработает система "деньги за учеником" - когда независимо от того, идёт ли ваш ребёнок в государственную или в частную школу - деньги из бюджета идут за ним. Почему-то министр выделила элитные школы, которые не удостоятся чести получать бюджетные средства, что, конечно же - большой минус в хорошей идее. И на государственную школу будет тратиться больше денег, чем на частные - непонятно почему.

Но для частных образовательных заведений установили, что проверка может быть один раз в 10 лет. Также для садиков упрощены санитарные нормы и ослабляется контроль. И для частных и для государственных школ теперь районо и гороно - это чиновники, чьей обязанностью будет не контроль, а обеспечение работы - учебники, ремонты.

Для малышей запрещается всякий контроль знаний и собеседование для принятия в начальную школу. Увеличивается количество часов для изучения английского (ну наконец-то!).

Скажу честно - министр мне понравилась. Если пани Лилии и её команде удастся воплотить эту Концепцию в жизнь - я буду гордиться нашей системой образования. Конечно, будет сопротивление. И со стороны академических кругов, и со стороны родителей... Но, как сказала министр - "Дети уже другие. Они знают свои права. Если им неинтересно - они не слушают. Поэтому педагоги будут вынуждены перестроиться. И для этого у нас есть методики, есть онлайн курсы, есть зарубежный опыт..."

Что ещё хочется отметить. Реформа уравнивает "дистанційну, мережеву, змішану форми здобуття осві- ти в інституціях, екстернатну і сімейну (домашню) форми індивідуальної освіти, педагогічний патронат з належним визнанням результатів такого навчання."

Я за такие реформы. Только вот с частными школами - жаль, что так сложилось. Финансирование "деньги за учеником" должно быть на равных. Да и внешкольное образование... вот представьте, подросток в 13-14 лет уже хорошо фотографирует, снимает видео, развивает свой стартап, и в школе он больше не нуждается. Но зато он нуждается в повышении квалификации фотографа. И неплохо было бы, чтоб деньги, которые уже не идут за подростком в школу, шли туда, где он учится сейчас.

Но не всё сразу.

Продолжение статьи...

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація