Часть первая. Гонка вооружений.

Послемайданный передел власти и сфер влияния привёл к такой себе локальной гонке вооружений. Одна сторона – Аппарат Президента – стремился усилить своё влияние через СБУ, ГПУ и судебную ветвь. Другая сторона – Премьер Яценюк – стремился усилиться через МВД и МЮ. В результате этого безудержного стремления захватить как можно больше власти – полномочия и численность силовых структур существенно разрослись, что потребовало, конечно и увеличения финансирования – бюджеты силовиков к 2017-му году значительно раздулись.

Кроме вышеперечисленных силовых структур, на столе «новой власти» осталось ведомство, нужное бизнесу и БПП и НФ. Этой сладкой конфетой в «гонке воружений» была налоговая служба. И вот здесь у соперников образовался консенсус. Эта структура должна была остаться без изменений, выполняя те же функции для власти, что и при Азарове-Захарченко-Клименко. У этого органа находятся все базы данных субъектов экономической деятельности, в их руках администрирование поступления налогов, схемы по НДС, обналички и скрутки, вся контрабанда – всё то, что кормит представителей обоих дагерей – и БПП, и НФ. И на фоне противостояния АП/БПП и КМ/НФ кураторство над ДФС было отдано для видимости представителям старого режима, чтобы не терялась институциональная память, наверно. Что это было? Откуп в обмен на поддержку в голосованиях? Не знаю. Но налоговая в массмедиа больше связана с Хомутынником, чем с одной из сторон силового противостояния.

На должность головы налоговой службы после Майдана люди подбирались специфичные, проверенные, показавшие себя в деле. В Украине ДФС – это вымя, которое сосут все три теля – и БПП, и НФ, и бывшие. Наращивая свои «вооружения», дополняя силовые структуры всевозможными НАБУ, НАЗК, Киберполицией, Патрульной полицией НФ и БПП до того выжали производительные соки Украины, что настало отрезвление – к началу 2017 года вдруг неожиданно для власти западные партнёры всё чаще стали заявлять о прекращении поддержки нашей коррупционной власти.

Все три послемайданных года ни АП/БПП, ни КМ/НФ совершенно не занимались экономикой. Для власти остаётся непонятным, почему все экономические рейтинги Украины падают три года подряд в течение всей этой фееричной силовой гонки. Сегодняшний Премьер Гройсман рапортует о росте экономики и новых рабочих местах точно также, как рапортовал в 2015-м и 2016-м Яценюк. Но экономика не слушает рапорты. И в 2018-м году международные экономические рейтинги продолжат своё падение, если в 2017 ничего с экономикой не сделать. И начинать надо именно с предоставления гражданам экономической свободы, с реформирования тех, кто эту свободу ограничивает, т.е. с силовых структур.

Граждане Украины, как непрекращающийся триллер наблюдают, как силовики в масках и с автоматами выносят из магазинов, офисов и квартир имущество и деньги. В бюджет из этих «выносов» не попадает ни копейки. Разросшиеся количество и полномочия силовиков начали приводить систему к таким эксцессам, как арест и избиение друг друга и даже перестрелки с жертвами между самими силовиками. Страницы интернета пестрят разоблачениями силовиков в контрабанде и рейдерстве. СБУ и МВД не могут обеспечить безопасность граждан. Минюст не может обесечить неприкосновеность собственности, прекратить деятельность чёрных нотариусов. Суды и прокуратура не могут прекратить практику продажи решений и уголовных дел.

Гонка вооружений достигла апогея. Безнаказаннось, непрофессионализм, засилие старыми кадрами – какой-то театр абсурда. Финансирование правохранительной системы превышает финансирвание Вооружённых Сил Украины и от году к году силовики запрашивают для своих структур всё больше и больше денег.


Часть вторая. Миротворцы.

В среде, когда две противоборствующие силовые стороны борются за полномочия, никому нет дела до безоружных граждан. Граждане не рассматриваются силовыми структураи, как объект защиты. Предприниматели не рассматриваются налоговой службой, как источник богатства страны. И именно это есть тот краеугольный камень, чем отличаются успешные страны от нас – налогоплательщик там является и объектом защиты, и объектом уважения и источником богатства страны. Поэтому реформа силовых структур должна начинаться с налоговой системы – это именно тот первый шаг, с чего должен начаться процесс взаимного разоружения остальных силовых структур. Первым должен быть разоружён, демилитаризирован налоговый орган.

В 2015 году реформирование налоговой службы было возложено на Премьера и Министра финансов. Но в течение всего года законопроект от КМ так и небыл подан с ВР вплоть до декабря 2015 года. Видя со стороны Премьера саботаж реформирования налоговой службы и торможение налоговой реформы, Президент поручает главе Комитета ВР по налоговой политике разработать альтернативный кабминовскому вариант радикальной налоговой реформы. Многие говорят, что Президент это сделал в пику Яценюку, чтобы подвинуть того с позиции ПМ, опять таки пытаясь опередить Премьера в «гонке вооружений». Не знаю, не буду делать выводы, просто повторю исторические факты процесса разоружения, попыток это разоружение начать.

Южанина собрала коллектив, в который вошли общественные эксперты и активисты и в октябре 2015 года законопроект за номером 3357 был зарегистрирован в ВРУ. Этим шагом Южанина стала первым миротворцем в истории Украины, который не на словах, а на деле выступила за сокращение полномочий силовых структур, за реформирование самого закрытого и коррумпированного органа – ДФС.

Отличительной чертой законопроекта была ликвидация налоговой милиции – основного репрессивного органа, блокирующего не только работу существующего бизнеса, но и приход инвестиций, создание новых предприятий и новых рабочих мест. Кабмин и руководство налоговой службы сделали всё, чтобы ни вариант Южаниной, ни собственный вариант КМ не прошли. Для общественности в ДФС провели расследование, результаты которого до сих пор не обнародованы, и голова налоговой Игорь Белоус был отстранён от исполнения своих обязанностей. На его место пришёл Роман Насиров, таща за собой незадекларированные лондонские квартиры, уголовное дело со времён работы в Государственной Зерновой Корпорации – налоговую службу в 2015 году системе удалось отстоять.

В 2016 году ещё один представитель президентской команды – Александр Данилюк предпринял вторую попытку миротворческой деятельности, возглавив министерство финансов. Его команда взяла за основу законопроект 3357, не только оставив там норму о ликвидации налоговой милиции, но и добавив передачу баз данных от налоговой в Минфин. На сегодняшний день налоговая служба единолично владеет базами данных о предпринимателях и предприятиях Украины, и эта информация активно используется силовыми подразделениями для вымогательства.

Параллельно с работой Данилюка инициативная группа из активистов, экспертов и депутатов разработала и зарегистрировала законопроект 4228 о создании финансовой полиции. Драйверами этой инициативы выступили миротворцы от Парламента Татьяна Острикова и Андрей Журжий. Законопроектом предусматривается не только ликвидация налоговой милиции, но и передача полномочий ВСЕХ силовых структур по расследованию экономических преступлений в новый орган. На заседании Национального Совета Реформа было принято решения, что этот законопроект должен быть доработан и подан от КМ вместе с изменениями в налоговой кодекс. Но Минюст (НФ) заблокировал согласование проекта закона и изменения в налоговый кодекс были проголосованы без создания финансовой полиции.

При голосовании поправок в налоговый кодекс Народным Фронтом были предприняты попытки заблокировать принятие закона. Особенно их волновала передача баз данных от налоговой в Минфин. Сам глава налоговой предусмотрительно обратился в МВФ с глубокой озабоченностью, что в Минфине нет соответствующих кадров для такой важной задачи, как администрирование налогов. Общими силами системе опять удалось отстоять монопольные полномочия ДФС, но всего лишь на полгода. За эти полгода должен быть проведён аудит всех информационных систем налоговой и подготовлена новая команда администрирования. Это будет большим достижением министра финансов в деле разоружения.

Что же касается финансовой полиции, создание нового органа Данилюк согласовывает с МВФ, и тот вносит в меморандум условие дальнейшего сотрудничества – создание новой финансовой полиции. Это сильный ход.

А так как создание этого органа уже было неоднократно обещано, также, как и ликвидация налоговой милиции, и учитывая, что из-за ошибки нумерации пунктов налоговая милиция с 1 января 2017 года оказалась вне закона – Премьер Гройсман под давлением МВФ, общественности и депутатов, а может и под давлением Президента, собрал рабочую группу из силовиков, на заседании которой им предстояло поделить полномочия с учётом вновь создаваемого органа. Результаты встречи не разглашаются, но по инсадерской информации силовики настаивают, чтобы в финансовой полиции осталось военизированное подразделения, в которое перетекут экономические отделы СБУ, Нацполиции и сама налоговая милиция.

Однако в законопроекте 4228, взятом за основу министерством финансов, предполагается полное и безоговорочное разоружение и СБУ, и Нацполиции, и Налоговой милиции в отношении экономических преступлений. И ФП создаётся, как гражданский орган. Законопроектом предусмотрена возможность в случае необходимости привлечения финансовой полицией силовых подразделений из Нацполиции для защиты сотрудников ФП. Предусмотрена система сдержек и противовесов.

Вооруженный сотрудник Нацполиции не будет совершать правонарушений в присутствии детектива Финполиции, но и не будет выполнять его незаконные приказы. И незаконная деятельность самого детектива во время проведения следственных действий будет под надзором силовика из другого ведомства. Законопроектом предусмотрено, что силовое подразделение Нацполиции привлекается при необходимости в порядке установленном общим приказом МВД, Минфина и Минюста.

Экономика Украины не способна больше нести на себе эту силовую гонку. Кто-то должен сделать первые шаги. Но смогут ли СБУ и Нацполиция отказаться от полномочий расследовать экномические преступления? Отдать основной инструмент обогащения и воздействия на политических оппонентов? Тяжёлый выбор. Министр от НФ Арсен Аваков публично заявил, что экономические подразделения СБУ и Нацполиции должны быть упразднены. Примет ли этот пас Аппарат Президента и СБУ?

Экономика страны катится в пропасть. Все эти ура-заверения об 1-2-3% экономического роста – сомнительный успех на уровне статистической ошибки, надежда на колебание мировых цен на сырьё, колебание курса национальной валюты и прочее, прочее, прочее, не имеющее никакого отношения к реальному росту экономики. А у нас война, на армию нужно удваивать финансирование, если не утраивать. Нужно модернизироваться, чтобы не отставать от всего мира. И ради этого силовым структурам нужно отпустить бизнес.

Создание или несоздание гражданской финансовой полиции – это маркер того, готовы или не готовы АП и КМ поднимать экономику, маркер того, понимают ли руководители страны опасность господствующей безнаказанности. В данной ситуации миротворцам необходимо объединиться и скоординировать дальнейшие действия. И Южанина и Данилюк являются безусловно положительными героями в нашей истории. Вокруг них собрались люди, которые знают, что конкретно делать. От миротворцев требуется набраться мудрости и проявить мастерство коммуникаций между Минфином и Комитетом, между Комитетом-Минфином и АП-КМ. Нельзя повторить противостояние Южанина-Яресько 2015-го года, когда идёт война, а весь цивилизованный мир убегает от нас в будущее.


Глава третья. Технологическая.

Продолжение следует...