Думаю, многие предприниматели помнят баталии последних лет по поводу введения кассовых аппаратов. Фискалами такая мера виделась очень привлекательной. Прошлогодние реформаторы возмущались отсутствием кассовых чеков в киосках, оформлением на нескольких ФОПов разных отделов в одном магазине или ресторане. Думаю, каждая страна проходила это в своей истории, и самое интересное - страны решали эти вопросы в соответствии с уровнем развития технологий. И только украинские чиновники хотят всё перенять без учёта не только уровня сегодняшних технологий, но и местных особенностей - как контроллеры с удовольствием берут взятки, так и дающие взятки считают их просто издержками.

Но не только прошлогодние властьпридержащие, но и некоторые эксперты-экономисты, и крупные ретейлеры считают, что победить теневую экономику можно с помощью кассовых аппаратов, контролировать которые будут всё те же пешие налоговые милиционеры, обходящие киоск за киоском. Т.е. заведомо неспособный к полёту механизм хотят запустить в полёт в Украине. Говорят - в Грузии же полетело. И совсем не замечают разницы между Грузией и нами, ведь в Грузии эти прошлогодние реформаторы сидели бы в тюрьме. Этим наши страны и отличаются. Полнейшая impunity.

Поэтому для Украины нужен механизм, который невозможно избежать. Как комиссия в банке. Ну не можешь ты пользоваться банковскими сервисами не уплачивая при этом за пользование сервисами. Так и налоговая система должна быть устроена - не можешь автоматически вести предпринимательскую деятельность, не уплачивая налоги. И с другой стороны, уплата налогов должна быть такой же простой процедурой, как комиссия в банке. Пользуешься системой - платишь. Не пользуешься - не платишь. Прошла операция (продажа, экспорт, импорт) - заплатил/получил НДС, пошлины, акциз, выплатил зарплату, дивиденды - заплатил подоходный, ЕСВ. И больше ничего. Автоматическая простота.

Но для такой простоты нужно два изменения. Во-первых, налог на прибыль нужно заменить на налог на выведенный капитал, во-вторых, что-то надо делать с учётом товаров. Ведь если предприниматель показывает только часть своего оборота, то и налоги будут уплачены с части. И есть источник теневой зарплаты - неучтенные продажи.

Есть два источника товаров - отечественный производитель и импорт. Отечественный производитель, как правило, торгует по безналу. Особенно крупный. И даже если он торгует за нал - он проводит это через кассу. Это просто удобнее. Есть, конечно исключения, но не думаю, что наличный оборот больше, чем 10-15%. В основном производители работают по безналу. Остался импорт.

В супермаркете АМАЗОН нет продавцов. Тележка сканируется полностью без выкладывания товара у кассы, которой тоже нет. Так вот, такие же сканеры стоят в Израиле на таможне. Каждый приходящий в страну контейнер сканируется целиком - за считанные минуты тысячи наименований попадают в базу. Так решается в цивилизованном мире проблемы с контрабандой и безтеневым движением товара по стране. А еще Израиль подписал с 32 странами договор о доступе к базам импорт-экспорт, т.е. пока товар движется в Израиль - на таможне о нём всё уже знают. Что или кто мешает Украине сделать то же самое?

Что происходит дальше с товаром? Импортёр, оптовик, розничная торговля - все в одной базе. Путешествие товара по стране заканчивается розничной продажей - продажей частному лицу или повисает на балансе предприятия и амортизируется. Вы думаете, такую систему сложно написать нашим программистам? Легко. И не надо стоять возле каждого торговца налоговому милиционеру. Не надо биться за НДС - он в той же базе.

А контрабанда в Украине - 800 млрд грн. в год. Т.е. недопоступления по НДС - 160 млрд. Плюс НДС фиктивный - 70 млрд грн. Вот вам 230 млрд. Налетай! Но это не всё, детенизация движения товара по рынку покажет реальный оборот. Или близкий к реальному. 10-15% всё равно будут в тени. Так устроен мир. Но и реальный оборот товара на сумму 800 млрд даст неслабое поступление в бюджет от всех налогов. Для них существуют правоохранители. Но не для всех остальных. Т.е. правоохранители следят только за теми, кто не зарегистрирован в системе.

Детенизацию сегодняшние налоговики представляют как "достанем каждого". Это архаичный византийский совковый подход. К чему он приводит - история показала. Легитимный достал. Украина византийщиной и раньше не страдала. Магдебургское право... и все дела. А XXI век предоставляет новые инструменты. К нашим услугам мягкая сила электронных систем. Soft power, так сказать. Может, замена администратора в налоговой и начнёт этот процесс?

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація