Первая неделя октября началась с неприметного события – в Кабинете Министров Премьер Гройсман собрал всех, кто имеет хоть какое-то отношение к налоговой реформе. Помощники Премьера обзванивали всех лично и обеспечили полный зал налоговых реформаторов. В зале присутствовали представители ГПНК, РПР, авторского коллектива 3357, министр финансов и его заместители, представители бизнес ассоциаций и, конечно же, депутаты.

Встреча была посвящена изменениям в налоговый кодекс. Министр финансов Александр Данилюк представлял результат четырёхмесячной работы. Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что заседание это станет исторической вехой в развитии Украины. Для того, чтобы понять, что произошло, необходимо сказать несколько слов о предыстории этого события.

Весь 2015 год на пике налоговой моды была группа авторов законопроекта 3357, или как её называют, команда Южаниной. Высоко задрав флаг экономических свобод, группа предложила ряд прогрессивных шагов, улучшающих бизнес-климат в стране путём как улучшения администриования, так и снижения ставок. Самой модной фишкой была замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Законопроект 3357 был зарегистрирован, но так и не был поставлен на голосование.

В 2016 году, чувствуя свою безнаказанность, голова налоговой службы полностью перестал публиковать реестры возмещения НДС, ручное вмешательство в электронную систему усугубилось исчезновением террабайтов информации из баз данных налоговой, налоговая милиция с программой «маски-шоу» активно продолжила гастроли по всей стране.

Казалось бы, на либеральных реформах можно ставить крест. Но падающий либертарианский флаг подхватил новый министр финансов Александр Данилюк. О своей приверженности либеральным изменениям министр заговорил сразу. Но не только заговорил. Сама организация работы по подготовке изменений в налоговый кодекс коренным образом отличалась от работы «попередников». Министерство выступило не автором законопроекта, а модератором процесса его написания.

За основу был взят законопроект 3357, в рабочую группу были приглашения все заинтересованные стороны. Перед каждой встречей всем участникам рассылался документ – результат предыдущей встречи или драфт по новой теме. Открытость министерства к диалогу была беспрецедентной для этого ведомства. И вот, как результат кропотливой работы, проект изменений в налоговый кодекс представлял не голова налоговой службы, как это было принято в предыдущие годы, а сам министр. А голова налоговой службы даже не присутствовал на встрече. И это важный знак!

В чем же заключается историчность момента? Меняется подход государства по отношению к налогоплательщику. Репрессивные методы «достанем каждого» уходят в прошлое. Налоговая милиция ликвидируется. Отделы экономических расследований СБУ и МВД ликвидируются. Создаётся аналитическая служба финансовых расследований, которая будет бороться с покушениями на государственный бюджет. Чувствуете разницу? Бороться не с предпринимателями, которые открыто ведут свою деятельность, а с теми, кто покушается на бюджет – фиктивным НДС, например.

Налоговая больше не сможет безосновательно разрывать договора, прекращать чью-то деятельность, выборочно возмещать или не возмещать НДС, выборочно снимать или не снимать налоговый кредит. Выгодополучатели незаконного возмещения НДС теряют от 40 до 70 млрд грн. Бизнес выходит из глухой обороны, становятся ненужными затраты на большие штаты юристов и бухгалтеров. Суды освобождаются от десятков тысяч исков и споров с налоговой службой. Но и это ещё не всё. Минфин забирает администрирование баз данных у налоговой службы. А это уже контрольный выстрел. Налоговая становится таким же пользователем электронной системы, как и налогоплательщики.

Открытым остаётся вопрос, кто конкретно будет заниматься программным обеспечением. На сегодняшний день сфера написания налоговых программных продуктов крайне монополизирована, что при высочайшем уровне развития IT-сектора в нашей стране является нонсенсом. Думаю, министерство финансов, показавшее такие успешные проекты, как e-data и верификация соцфондов, без особого труда справится с задачей.

Кроме смены администратора баз данных и реестра НДС, огромным шагом в ХХI век является акцент на расширении функционала электронного кабинета, который должен стать единственным каналом взаимодействия государства и налогоплательщика. Там должна храниться вся история взаимоотношений, вся переписка, все платежи, все запросы и ответы. Больше никакого личного контакта, никакой личной заинтересованности, никаких писем счастья, никакого человеческого коррупционного фактора.

Упрощенная система налогообложения остаётся без изменений. К ней добавляется общая система налогообложения для физических лиц, что не меняет общего подхода — упрощёнка была и остаётся не источником пополнения бюджета, а инструментом самозанятости и роста благосостояния людей. Что доказывает приверженность министерства финансов либерального пути развития нашей страны.

Неожиданно Премьер, услышав об упрощенке, вдруг заговорил о злоупотреблениях на упрощенной системе… слово взял известный экономист Владимир Дубровский: «Как только поднимается вопрос закрытия налоговых ям, коррупции при возвращении НДС или контрабанды – тут же в ответ поднимается вопрос упрощенки, как якобы основной проблемы нашей экономики».

Напомню, что предыдущий министр финансов называла упрощенную систему обналичкой, используемой крупным бизнесом. Для того, чтобы прекратить такие спекуляции приведу цифры: ежегодно из Украины выводится и оседает за рубежом около 200 млрд грн (Global Financial Integrity), контрабанда оценивается в 800 млрд грн (Ректор КПИ Михаил Згуровский), налоговые ямы и фиктивный НДС 70 млрд грн (экс-голова ГФС Игорь Белоус), нецелевое использование денег социальных фондов 45 млрд грн (группа верификации, Минфин), убытки госпредприятий 46 млрд грн (Минэк).

Теперь давайте оценим гипотетический уровень потерь бюджета исходя из оборота предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения. Оказывается целых 4 млрд грн (экономист Владимир Дубровский). Поэтому упрощенка – это даже не второстепенный вопрос, а вопрос, стоящий как минимум на пятом месте после закрытия вышеперечисленных дыр в бюджета. И хвала Минфину, общественным деятелям, журналистам, активистам МСБ и депутатам, которые отстояли право упрощенцев на своё существование.

Что дальше? Теперь этот проект нужно согласовать в Кабинете Министров, подать в ВРУ и принять в первом чтении. Обществом изменения встречены «на ура», но люди, сколотившие состояние на торговле НДС, теоретически должны оказать сопротивление. Есть надежда, что Президент, как и Премьер, поддержит этот свежий ветер перемен, и Парламент проголосует. Держим кулаки.

После презентации министром проекта, в зале прозвучали вопросы от разработчиков 3357, почему же в проект не вошёл налог на выведенный капитал. Этот вопрос подняла Татьяна Шевцова , этот же вопрос задали и депутаты Татьяна Острикова и Андрей Журжий. Министр Данилюк ответил, что вопрос замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал будет поднят сразу после принятия текущей редакции законопроекта и добавил: «Нельзя съесть слона целиком, давайте его сначала убьём!»