На этой неделе в CAP School лекции читает эстонский профессор Эрик Тьорк. Рассказывая о взаимодействии власти и гражданского общества, лектор предложил дискуссию о том, какие институты более эффективны — те, которые создаются с участием власти или без. Лектор рассказал, что сработало и что не сработало в Эстонии, а мы должны были подумать, что подойдёт для Украины.

Слушатели отметили тот факт, что украинцы ничего не знают о том, какие институты уже существуют в Украине. Есть и созданные властью — Национальный Совет Реформ, в котором работают Целевые Команды по многим направлениям. Есть Общественные Советы при министерствах и ведомствах. Есть масса общественных организаций без участия представителей власти. Есть офисы реформ, созданные в министерствах при помощи власти, но работающие автономно. И всё это работает. Наверно, не хватает коммуникации с простыми людьми.

Понятно, что не во всех сферах достигаются видимые результаты, есть имитаторы, есть грантоеды, но это и понятно. Развитые страны начали этот путь более двухсот лет назад. Наивно ждать быстрого результата за два года. Интернет, опыт продвинутых стран, конечно, ускоряют процесс, но пробежать 200 лет за 2 года всё равно не удастся. Давайте примем, что этот путь займёт, как минимум лет... не буду ставить конкретное число, чтобы не расслабляться.

Сегодняшние проклятия в сторону олигархов, прокуроров, судей, силовиков кажутся обоснованными, но опыт изменений в Министерстве Экономики, в НБУ, в МО, показывает, что это НЕ ОНИ СИЛЬНЫ. Не олигархи и прокуроры сильны и могущественны. Это МЫ СЛАБЫ. Мы никак не научимся совершать необходимые изменения. Изменения, для которых система уже созрела. Мы не умеем формировать законодательное поле, а они умеют.

И система — это не что-то отдельное от нас. Мы сами являемся частью системы. Каждый украинец — часть системы, часть растущего организма, испытывающего на себе болезнь роста. Ребёнок со стороны выглядит смешным, угловатым, неуклюжим. Какие-то системы в организме развиваются быстрее, какие-то догоняют. Организм растёт и совершенствуется. Есть ли смысл воевать одной части с другой? Просто отстающим частям нужно становиться сильнее, прибавить в росте.

Олигархи, прокуроры, силовики еще не нашли противовеса в лице общества. Они — часть системы, и мы — часть системы. Они сильны, и нам нужно становиться сильнее. Мы должны их уравновесить. Банкиры-мошенники, еще вчера обкрадывавшие вкладчиков, сегодня уже не могут действовать также безнаказанно, как раньше. Госзакупки уже не могут проходить с такими откатами, как и раньше. Армейское имущество уже не может распродаваться, как и раньше. Везде появляются люди — активисты, волонтёры, блогеры, профессионалы, действующие не ради личного обогащения, а в интересах страны. Везде появляются люди, корректирующие работу системы. Нас всё больше и больше. Организм растёт.

Олигархический монопольный ресурсный индустриальный аграрный скелет обрастает мышцами сферы услуг. СМИ и блогосфера опутывают организм нервным тканями. Мы просто растём. И испытываем болезнь роста. Да, буйный сосед иногда пинает нас, но мы учимся не давать себя в обиду. Да, нам кажется, что вот те западные дяди и тёти могли бы нас защитить. Но они и действуют так, как действуют взрослые люди. Просто мы оцениваем их действия по-детски, предъявляя завышенные требования.

Всё, что нам нужно сегодня — становиться сильнее, наращивать нервные ткани, тренировать слабые мышцы. Жизнь предоставляет для этого все возможности. Главное — не бросать зал после первой тяжёлой тренировки.