Если вы думает, что команда #3357 опустила руки и не собирается бороться за будущее украинской экономики — вы ошибаетесь. Итак, апдейт.


1. Немного статистики. Результат работы нынешнего правительства

Из 1 300 000 зарегистрированных на 1 января 2015 года предприятий к сентябрю подавало отчетность и платило налоги только 400 000. Из 2 200 000 зарегистрированных ФОП к сентябрю работало только 1 300 000.
Количество уголовных дел, возбужденных против предпринимателей в 2004 году — 2500, в 2010 — 5000, в 2015 — около 10000. До суда доведены единицы.
Экономическими преступлениями вместе с налоговой милицией занимаются 20 000 силовиков.

80% подоходного налога платят бюджетники
80% всех налогов платят 1700 крупных предприятий
75% пенсионеров получают пенсии мене 1500 грн
Контрабанда 800 млрд грн
Теневая экономика 1 трлн грн
Коррупционная составляющая нагрузки на бизнес 280 млрд грн
По экономической свободе мы на 164 месте из 179 стран мира, на последнем месте в Европе.

ВВП упал с 180 млрд долларов (2013) до 85 млрд долларов (2015)


2. Цель налоговой реформы

Основное противоречие между командами Яресько и экспертами #3357 лежит в понимании цели налоговой реформы. (Напомню, что авторы законопроекта 3357 — это предприниматели, экономисты, аудиторы, финдиры). Минфин декларирует две цели: пополнение бюджета и получение кредита МВФ. Понимая всю важность наполнения бюджета и привлечения денег от МВФ, наша команда ставит перед реформой другую цель — повышение благосостояния людей через экономический рост.

Повышение благосостояния людей может произойти только одним путём — увеличением количества инвестиций на душу населения, открытием новых и новых предприятий. Мы должны создать такие условия для внутреннего инвестора, чтобы рынок задышал. И как только внутренний бизнес почувствует себя уверенно — сюда придут и иностранные инвестиции. Для примера, в Польше работает 3,8 млн предприятий при населении 38 млн. Причем в первые два года реформ в Польше было зарегистрировано 600 тыс. предприятий. У нас количество предприятий падает, значит, условия для бизнеса только ухудшаются.

Что касается наполнения бюджета, мы понимаем, что это очень удобный трюк, который проделало правительство — выставить нас безответственными популистами. Поэтому мы предлагаем осуществлять сокращения расходов бюджета не после его принятия, а на стадии его формирования. Во время войны и кризиса необходимо финансировать только то, что действительно необходимо. За прошедший год не было проведено ни одной реформы — пенсионной, медицины, образования — нет, нет, нет. Любой объём денег, запрашиваемый соответствующими министерствами, выдаётся им из бюджета без всяких условий по реформированию.

И вроде не в чем упрекнуть Минфин. Они хотели собрать бюджет — соберут. Они хотели получить деньги от МВФ — получат. Но при чем тут налоговая реформа?


3. "Let my people go"

Первое, что должна сделать налоговая реформа, это убрать страх гражданина открывать новые предприятия. Кроме снижения ставок и упрощения процедуры регистрации, предприниматель не должен бояться, что как только у него появятся деньги и имущество, к нему придут вооруженные люди в погонах.

Поэтому мы предлагаем вместо милитаризованных государственных служб по борьбе с экономическими преступлениями создать интеллектуальную службу финансовых расследований. 20 000 штыков нужно заменить на 1 000 головастиков — рисковых аналитиков. И эта организация не должна быть в структуре налоговой службы.


4. Автоматизация учёта, реформа ДФС

Сегодня большинство бухгалтеров выполняют одну функцию — взаимодействие с налоговыми органами. Тысячи бухгалтеров обслуживают налоговые органы, даже если для самого бизнеса они не нужны. Если налоги могут рассчитываться автоматически, отчетность формироваться автоматически, то бухгалтер на многих предприятиях не нужен. Эстонский опыт показал, что электронный документооборот делает не нужными многие операции по формированию отчетности, регистрации и ликвидации бизнеса. Поэтому предлагаем: электронный кабинет, по-настоящему автоматическое администрирование и возмещение НДС без депонирования и никаких писем и личных контактов. 60 000 сотрудников ДФС — это явный перебор.


5. Приоритеты реформы

Правительство много говорит о злоупотреблениях в упрощенной системе налогообложения. Но наша команда считает, что упрощенная система — это кузница бизнеса. Это инкубатор для будущих мегабрендов и локомотивов нашей экономики. Надо не ухудшать условия для упрощенной системы, а улучшать условия для общей системы. И как только общая система станет привлекательной — выросшие в упрощенной системе предприниматели без труда перейдут на общую систему. Поэтому реформировать прежде всего надо общую систему. А как только она заработает — смотреть, нужно ли реформировать упрощенную. Для перехода от упрощенной системы к общей нами разработана смягченная общая система.


6. Что делать?

Прежде всего нам нужна ваша поддержка. Это репосты наших статей, ваши статьи на экономические темы. Если кто-то готов делать ролики, мультики, красивые презентации — любая помощь принимается. И деньги в том числе. И акции на улице — в том числе.

Помните, когда мы выходили под ВР против НДС-счетов, нас было около 100 человек. А всего в Украине плательщиков НДС около 300 000. Если бы вышел хотя бы 1% от этого числа — возможно, такой катастрофы и не случилось бы.

Сейчас мы вносим поправки в 3357 и будем его перерегистрировать. Поправки были присланы вами, согласованы с МСБ, также надо учесть всё то, что было принято Парламентом в декабре. Надеемся, что в феврале перерегистрируем. Будет заявление и презентация, реквизиты и план действий.