Радикальная налоговая реформа, за которую уже развязалась настоящая война между сторонниками экономического роста и «оставить, как есть», потянула за собой разговоры о сокращении расходов бюджета. Это основной аргумент Минфина — мы не можем понижать социальные стандарты. Ни разу, кстати, не слышал, чтобы минфиновцы говорили, что им не хватает денег на прокуратуру или милицию, почему-то всегда говорят о пенсионерах и армии. Не это ли есть популизм?

Тема сокращения расходов бюджета поднимает очень важный вопрос — а что мы строим и какие функции на этом пути мы готовы финансировать?

Ответ на первый вопрос «что мы строим» или какова цель преобразований вроде не вызывает ни у кого сомнений — мы хотим повысить благосостояние граждан и укрепить обороноспособность страны. Но как достичь этой цели — у двух лагерей разные ответы:

Сторонники экономического роста считают, что и армия, и пенсионное обеспечение, и образование, и медицина — следствие экономической свободы и стремительного развития предпринимательства.
Сторонники правительственного лагеря считают, что армия, пенсии, медицина и образование — следствие хорошей собираемости налогов и мудрого распределения этих налогов.

Не бывает прогрессивной боеспособной армии без прогрессивной экономики. Не бывает хорошего образования при архаичной вертикальной системе управления. Посмотрите на школы в Дании, Голландии, Японии — разве они чем-то похоже на наши школы? Нет. А армии Израиля или США — чем-то похожи на нашу армию? Тоже нет. И здравоохранение тоже. Значит, глубинная ошибка находится в основах государственного управления, в основах экономической политики.

Везде мы наблюдаем вертикаль, при которой новое, прогрессивное, инновационное не может стать правилом. Потому что правила диктуются сверху, где ничего нового возникнуть не может. Новые методики рождаются в школах, а не в министерствах. Боевой опыт накапливается на фронте, а не в штабах. И наша устаревшая модель управления делает всё, чтобы это новое не пробилось наверх.

Поэтому архаичный путь централизованной экономики необходимо оставить в прошлом и двигаться дальше, поставив во главу угла свободу. И цель наша — не собирать силой бюджет, а достичь такого экономического роста, когда наполнение бюджета станет необременительным побочным эффектом. Государственный аппарат должен быть минимальным, и его содержание — необременительным.

Опыт развитых стран показывает, что бурный экономически рост обратно пропорционален сумме средств, изымаемых из экономики. Поэтому изъятие средств в виде налогов должно быть минимальным. Государственное финансирование должно должно осуществляться избирательно лишь на самые необходимые обществу вещи. Для достижения этой цели нужна доктрина, опираясь на которую мы можем определить те функции, которые стоит финансировать, и те, которые должны быть переданы гражданскому обществу.

Необходимо определить, какие функции государства останутся в будущем (первая группа), какие надо поддерживать в переходный период до их реформирования (вторая группа), и какие надо передавать обществу и прекращать финансирование незамедлительно (третья группа).

В качестве финансового центра оставить министерство финансов. При нём создать агентство управления госимуществом, в котором собрать управленцев MBA.

В первую группу войдут функции — безопасность и суды.
Во вторую группу — соцзащита, образование, охрана здоровья.
Все остальные должны передать свои функции профильным ассоциациям, общественным организациям и быть ликвидированы к 1 марта 2016 г.

Первая группа по количеству служащих должна быть приведена к европейским нормам.

В реформировании социальной защиты необходимо полностью отказаться от солидарной системы пенсионного обеспечения и перейти к выплатам соцпособий нуждающимся, предоставив право накопления каждому гражданину самостоятельно. В будущем государство сможет гарантировать только минимальное пособие. Необходимо выработать политику переходного периода.

Системы образования, здравоохранения должны должны отказаться от централизованного управления и финансирования. Мы должны прийти к максимальной автономии образовательных и лечебных учреждений. Та нищета и разруха, которые присутствуют в государственных лечебных и образовательных учреждениях, есть прямое следствие государственного управления. На разработку пути перехода может быть отведено не более полугода. К 1 июня 2016 должны быть приняты все необходимые законодательные изменения и ликвидированы все три министерства.

В результате сокращения останутся:

Министерство финансов
Министерство обороны
Министерство иностранных дел
Правоохранительная система
Суды

Этого достаточно для эффективной работы государства.

Экономика.

1 Необходимо срочно открыть экспорт. Если кто-то думает, что у нас экспорт открыт — может загрузить машину любым товаром и попробовать его отправить на экспорт. Сходу не получится. А должно получаться. Единственное условие, которое должно быть выполнено — это оплата пошлин. Точка. Не должно быть никаких сертификатов, приходных документов, согласований с какой бы ни было инстанцией. Все вопросы сертификации — это вопрос отношений продавца и покупателя. Оформление экспорта на таможне — не более 30 минут.

2 Упразднение налоговой милиции, СЭС, пожарной инспекции и прочих контролирующих организаций. Несмотря на все заявления правительства и моратории на проверки эти вредители продолжают существовать и вымогать деньги у предпринимателей, сдерживая экономический рост и убивая предпринимательскую активность.