Месяц назад советники Днепропетровской ОДА начали собирать блогеров для поездки по области, чтобы показать, как идёт реформа децентрализации. Реформа стартовала три года назад. Думаю, многие обращают внимание на посты Юрия Голика, Юрия Богданова, Виктора Пузанова о стройках садиков, школ, ремонтах дорог... Но я был далёк от темы децентрализации, и мне стало интересно посмотреть на эти чудеса вживую.

До этой поездки слово «децентрализация» носило для меня какой-то оторванный от реальности смысл. Я знал, что где-то там, на Западе, люди устанавливают для себя правила и живут по этим правилам. Где-то там, на Западе, о существовании центральной власти знает меньшинство, поскольку население вовлечено в активную жизнь своего населённого пункта. Плюс моя вера в исключительную силу преобразований на центральном уровне. Плюс отсутствие в Киевской области чего-то подобного тому, что происходит в Днепропетровской области.

Начну с того, что мы увидели. Первое, куда нас повезли в области – на строительство детского садика. Внешне, да и внутри, это здание больше похоже на офисно-торговый центр: высокие потолки, просторные террасы, стеклянные стены, дорогие материалы.

С одной стороны возникает вопрос – на фига такое расточительство? Но, вспоминая убогие садики и школы, через которые прошёл сам и прошли мои дети – всплывает другой вопрос – а может вот так оно и должно быть? Молодой архитектор воодушевлённо рассказывал о назначении помещений, о виде из окон, о прозрачных кабинетах администрации… Я чувствовал какую-то растерянность от происходящего. Как-то это здание не вписывалось ни в окружающий пейзаж, ни в мою голову.

Потом мы побывали ещё в нескольких построенных и строящихся объектах — школах. Постепенно растерянность от масштаба строек сменялась каким-то ощущением открытого простора, ощущением свежего воздуха. Радовало то, что тот первый детский садик – это не единичный объект. Радовало то, что в каждом таком объекте мы встречали таких же воодушевлённых архитекторов, директоров школ, учителей и детей, ставших хозяевами новых сооружений. Интерактивные школьные доски, наборы для химических и физических экспериментов, приспособленные для инвалидных колясок входы и санузлы. И сами учителя, как дети, радуются новым игрушкам, и совсем по-другому относятся к детям. В просторном школьном коридоре бассейн из пластмассовых шариков – я представил, что там творится на переменах.

Понятие «опорная школа» приобрело для меня смысловое наполнение. Это не только место, где старшеклассники могли бы получать более качественное образование наравне с городскими сверстниками. Это центры чего-то другого, принципиально нового. Ведь ребёнок, чьё детство проходит в таком помещении, в будущем будет создавать «не хуже». Вот видео лучшей в Украине опорной школы и фото.

Не покидало чувство, что всё это финансируется прямо из кармана семьи Порошенко, потому что фамилия нашего президента написана на каждом отремонтированном или строящемся объекте. Но позже оказалось, что экономика процесса децентрализации оптимистичнее, чем кажется на первый взгляд. Я бы даже сказал – фантастичнее. Повсеместное присутствие фамилии Порошенко воспринимается, как какой-то не очень удачный пиар ход, а может, и удачный – выборы покажут, ассоциируются ли у людей все эти перемены с Порошенко. Ну с Резниченко – так точно ассоциируются.

Появление брендов «командарезниченко», «командапорошенко» на мой взгляд и есть факт наличия политической воли, её наглядной демонстрации. Вертикаль поддержки реформы децентрализации.

Все эти заявления о том, что народ у нас не тот, что совок там в головах, что патернализм силён – всё разбивается о факты, о примеры, которые я приведу ниже. Важно не то, что у людей в головах, важно то, какие условия для них созданы. В скотских условиях люди будут вести себя по-скотски, а в человеческих – по-человечески. Не надо реформировать людей, нужно реформировать условия, в которых они живут.

Весь процесс децентрализации стал более понятен после посещения Центра Развития Местного Самоуправления. Я вам нарисую картинку того, что я увидел, а вы делайте выводы сами. Перед нами выступили четыре человека: директор центра, и три головы новых ОТГ. У каждого горящие глаза, у каждого презентация, своё видение. У каждого из голов ОТГ своя фишка – или солнечные панели, или обувная фабрика, или оборудование для производства брусчатки. Каждый гордится чем-то достигнутым — видеонаблюдением на улицах, победой своей команды на каких-то конкурсах или соревнованиях, дорогами в сёлах, новыми пожарными машинами или оборудованием больниц. Предмет особой гордости – передвижные офисы оказания админуслуг, ЦНАПы.

Что-те же стало причиной такой активности местных жителей, причиной этих горящих глаз и гордости за свои дороги, школы, больницы? Что конкретно позволило людям из провинции так выступать, так питчить свои идеи, находить финансы под свои проекты? Чтобы разобраться, откуда взялся этот неподдельный энтузиазм, откуда вдохновение и мотивация у тысяч людей участвовать в обустройстве своей территории, я пошёл на сайт по децентрализации. Да, фундамент перемен выложен на сайте — это стало возможным законодательно – добровольно объединяться по установленным правилам, начинать распоряжаться своими ресурсами и, кроме этого, получить доступ к европейским ресурсам.

Центр Развития Местного Самоуправления, созданный в каждой области, занимается обучением представителей территориальных громад. Ведь это совершенно новый стандарт – выходит голова ОТГ, провинциальный человек, и вдруг пультом управляет своей презентацией. А там и инфографика, фото, видеоролики. Елена Тертышная, директор центра, представила видеоблогера одного из ОТГ, чтобы мы не очень-то выпендривались. Центр показывает людям путь развития, учит методикам, показывает доступ к ресурсам.

Бюджет одной из представленных ОТГ– более 100 млн грн. На вопрос – откуда деньги? – голова спокойно рассказывает структуру доходной части бюджета – НДФЛ, поступление от упрощенцев, плата за землю… Можно на 100 млн строить дороги, содержать Центр Безопасности, школу и больницу? Можно.

Что же такое происходит в Днепропетровской области? Что явилось импульсом для такой самореализации граждан? Почему децентрализация стала возможной?

Первое – это бенчмарк, пример, проверенный опытом, – западный тип местного самоуправления. И тут камень в огород ненавистников грантов, грантодателей и грантополучателей. Без западной поддержки реформа децентрализации вряд ли была бы возможна. И шведы, и швейцарцы, и немцы, и поляки, и американцы, и эстонцы – все хотят нам помочь оторваться от советской системы вертикального управления. Карта доноров программы U-LEAD, проектов и сумм помощи здесь.

Второе – законодательная база. А она у Украине уже есть. Перечень законов и ссылки на тексты здесь http://decentralization.gov.ua/about

Третье – «крыша», пресловутая политическая воля. Чтобы вся властная вертикаль от руководства области до аппарата президента обеспечивала «тепличные» условия и финансовую поддержку из областного, а туда — из центрального бюджета для поддержки и развития ростков вот этого нового. И люди будут называться и командой Резниченко, и командой Порошенко – лишь бы оно работало. А ведь оно работает.

Мы наколесили 350 км по Днепропетровской области, и у меня возникает вопрос – а что в других областях? Почему не видно такого в Киевской области? Я посмотрел рейтинг финансовой состоятельности ОТГ, и оказалось, что Киевская область на последнем месте. Что Тернопольская область на первом, а Днепр – на втором. И если такое творится в Днепре, что ж тогда творится в Тернопольской области? :) Что по всей Украине? Почему только Днепр уделяет столько внимания пиару? Думаю, такие вопросы возникают не у меня одного — и конспирологических теорий вокруг этого тоже множество :) Но сегодня я не об этом.

Что показывает опыт Днепропетровской области? Руководители местных ОТГ начинают перестают зависеть от ресурсов из центра и начинают зависеть от ресурсов, которые генерирует сама ОТГ. Соответственно, деятельность руководителей ОТГ направлена не на выбивания ресурса «сверху», а на развитие собственных источников «снизу». Приоритеты развития ОТГ, кроме образования, безопасности и здравоохранения:

1) Диверсификация экономики, и, прежде всего, развитие малого бизнеса и самозанятости.

2) Развитие периферийных районов.

3) Инновационное развитие.

4) Развитие внутреннего и внешнего туризма.

Также очень знаковы критерии оценки финансовой состоятельности громад:

1) доходы на одного жителя

2) уровень дотаций бюджета

3) вес расходов на содержание аппарата управления в бюджете

4) расходы бюджета на 1 жителя


Т.е. все те же оценки, по которым оценивается и состоятельность государств – ВВП на душу населения, внешний долг, процент перераспределения ВВП через бюджет и капитальные инвестиции. Если люди научаться оценивать деятельность руководителей по таким критериям – когда-то и в центральной власти появятся люди, для которых вышеупомянутые показатели не будут пустым звуком.

Теперь давайте пофантазируем. Новое территориальное деление и самофинансирование ведёт к переформатированию власти. Устоявшиеся райсоветы, райадминистрации, райотделы полиции, районная прокуратура, суды и всё-всё-всё, чтобы было привязано к районному делению, может быть демонтировано и создан заново. Фантастика.

Да, я знаю, что не все ОТГ такие, как в моём тексте. В каждой области есть такие, куда пришли старые головы сельсоветов, со старыми подходами «попилить» бюджет и «выбить помощь» из центра. Но новые, самостоятельные, более жизнеспособны. За ними будущее. В общем — оптимизма вам в день сегодняшний!

Фейсбук автора