Весь 2013-й год Партия регионов уговаривала Европу закрыть глаза на «кейс Тимошенко» и дать Украине Ассоциацию с ЕС. Главная интрига того времени состояла в том, у кого первого сдадут нервы — Брюсселя или Киева. Такое себе соревнование на величину тестикул и искусство покер-фейса.
Я отчетливо помню рассуждения «регионалов» о том, что судьба всей страны не может зависеть от судьбы одного человека. Что дело Тимошенко надо «отвязать» от подписания Ассоциации. Более того – тогда было немало проукраинских экспертов, которые говорили о том, что само по себе это соглашение создаст точку роста для всей страны, которая будет и дальше интегрироваться в западный мир, вырываясь из постсоветского пространства.
В итоге, все закончилось тем, что Москва попросту перекупила Виктора Януковича и он сам в последний момент отказался что бы то ни было с Брюсселем подписывать.
Но я просто хочу напомнить, что если бы Брюссель тогда предоставил Украине Ассоциацию с ЕС, то Виктор Федорович оставался бы легитимным и бессменным. А по тропинкам Межигорья прогуливался бы в лучшем случае Николай Янович. Янукович бы оставался главным воплощением проевропейского курса Украины, а оппозиция, у которой отобрали бы единственный козырь, и дальше бы обреченно сползала в маргинез бездействия и бессмыслицы.
Спустя три года все повторяется.
И вот уже срыв запуска системы электронного декларирования становится главным водоразделом украинской повестки. Одна часть экспертного сообщества говорит, что безвизовый режим Украине все равно следует предоставить – потому что это нужно простым гражданам. Другая – что до исправления всех нарушений ни о «безвизе», ни о финпомощи речь не может даже идти.
И точно так же первые обвиняют вторых в близорукости. Говорят, что безвизовый режим нужен гражданам, что их поездки в Европу приблизят Украину к ЕС. Что финансовая помощь в условиях, когда страна воюет с Россией, является важной сама по себе.
Но давайте будем честны – как минимум, сами с собой.
Дело в том, что для европейцев тема безвизового режима и финпомощи — это единственные в их арсенале стимулы, при помощи которых Киев вынуждают проводить реформы. Именно с их помощью Брюсселю удается пролоббировать в Украине принятие самых непопулярных среди коррупционеров решений. Включая, кстати, и электронное декларирование. Более того — ЕС даже прописывает в своих внутренних положениях процедуру лишения той или иной страны безвизового режима — чтобы сохранять возможность давить на Киев, если тот уже постфактум решит «соскочить с темы реформ».
По сути, ЕС вырабатывает у официального Киева условные рефлексы. Есть реформы — есть помощь и безвиз. Нет реформ — нет помощи и безвиза.
Давайте начистоту: безвизовый режим сам по себе – куда меньшее приобретение для Украины, чем пакет антикоррупционных законов. Именно антикоррупционные законы и электронное декларирование должно быть целью Украины и украинцев, а не возможность ездить в ЕС без виз. Потому что безвизовый режим может быть и в Украине Виктора Януковича, а потому наша единственная задача в том, чтобы никакого нового «виктора-януковича» не появилось.
Безвизовый режим – лишь вознаграждение, которое должно идти после того, как страна соглашается съесть лекарство. Но какой смысл в вознаграждении, если лекарство так и осталось лежать на полке?
«Крым.Реалии»