Голосом Украины на «Евровидении» будет Джамала — украинская певица крымскотатарского происхождения. Она повезёт в Стокгольм песню о депортации — той самой, что случилась 18 мая 1944 года. Спустя девять дней после освобождения полуострова от войск вермахта крымских татар погрузили в теплушки и отправили в Центральную Азию. Формально современная Россия считает депортацию преступлением. А неофициально предпочитает от этой темы отворачиваться. Потому что именно она разрушает главную «духовную скрепу» РФ. Имя которой — миф о Великой Отечественной войне.
В рамках этого мифа депортация крымских татар была «наказанием за коллаборационизм». И большинство текстов, которые пишут в России об этом событии, посвящены не трагедии народа и не теме «украденной родины». Наоборот — даже спустя семь десятилетий день депортации преподносится как день покаяния. Но не покаяния перед крымскими татарами, а как день покаяния для крымских татар.
Общая интонация проста: депортация, конечно, преступление, но, мол, «сами виноваты». Потому что сражались не только в Красной армии, но ещё и на стороне вермахта. И если крымские татары будут усердно каяться, то мы, так и быть, их простим и, может быть, даже посочувствуем.
И такая вот избирательная память существует только для крымских татар. Потому что никто в России во время возложения цветов к Вечному огню не говорит, что надо помнить не только о подвигах русских солдат, но ещё и об Андрее Власове и РОА, о 15-м казачьем кавалерийском корпусе СС и 29-й гренадёрской дивизии. Более того — все народы Союза воспринимаются только как победители, и лишь крымским татарам за доступ к этому празднику предлагается пройти фейс-контроль через прилюдное покаяние.
Крымские татары стали единственным исключением из советского мифа о войне. В отношении других народов действует негласный принцип: подвиг и героизм объявляются коллективной нормой, а предательство и коллаборационизм — индивидуальными отклонениями. А в отношении крымских татар вышло всё наоборот: их герои объявляются исключениями из правила, а правилом объявляются те, кто сражался на стороне вермахта.
Более того — рефреном звучит тезис о том, что «процент предателей» среди крымских татар оказался выше, чем у других народов. Но все, кто в России сравнивает численность русских и крымских татар, сражавшихся по разные линии фронта, забывают одну простую вещь: коллаборационизм возможен лишь на оккупированной территории. В Томске или Владивостоке не могло быть ни полицаев, ни добровольческих охранных батальонов — немцы туда не дошли, а значит, местное население не стояло перед подобным выбором. Поэтому любители высчитывать «коэффициент предательства» должны брать за основу численность людей, живших на оккупированной вермахтом территории. А это уже даст совершенно иные пропорции.
Но доказывать всё это сторонникам «русского мира» абсолютно бессмысленно. Потому что именно трагедия депортации мешает адептам Кремля ощущать победу в войне как безусловный праздник. Потому что именно она перечёркивает весь пафос: получается, что освобождение полуострова от немцев не стало торжеством справедливости. Что за освобождением последовала трагедия. Что Добро, победив Зло, само совершило злодеяние. И либо надо признать, что это было не вполне Добро, либо заявить, что оно совершило не вполне злой поступок. А второй вариант звучит проще и привлекательнее.
Потому что тогда не надо будет ни перед кем извиняться. Не надо будет подвергать сомнениям религиозную в своей простоте хронологию событий. Не придётся рефлексировать на тему мудрости командования и партийного руководства. Не уйдёт из-под ног та почва, стоя на которой «советский человек» предпочитает смотреть на прошлое, настоящее и будущее.
А Джамала поёт именно о трагедии. Об украденной родине. О преступлении, за которое никто не покаялся. Она поёт обо всём том, о чём в современной России принято молчать. Причём делает это под украинским флагом, напоминая всему миру, кому на самом деле принадлежит полуостров.
И всего этого «русский мир» никогда ей не сможет простить.