Международный Астрономический Конгресс — ежегодное мероприятие, собирающий учёных, конструкторов, астрономов и инвесторов со всего мира. Участники проводят отдельные конференции, рассказывают о своих планах и обсуждают в кругу единомышленников наше с вами космическое будущее.

Встреча 2016 года проходит в Мексике, а самым ожидаемым её событием предсказуемо стало выступление CEO частной американской космической компании SpaceX, Илона Маска.

Я переводил презентацию в прямом эфире, посмотреть её в записи можно тут (начало с 1:02:07)

Ещё за несколько месяцев до конгресса Маск намекал на то, что в сентябре более подробно расскажет о долгосрочных планах своей компании. Содержание презентации не было ни для кого секретом: было известно, что речь пойдёт о новой большой ракете SpaceX, межпланетном транспортном корабле и наконец-то конкретном плане о достижении Марса.

Давайте разберёмся в озвученных планах и вопросах подробнее.

Куда лететь?

«Наша цель — четвёртый слева шарик»

Прежде чем начать говорить о планах, Маск решил объяснить, почему был выбран именно Марс. Причины давно всем известны и неоднократно озвучены: химический состав атмосферы, давление, гравитация, продолжительность суток, расстояние, наличие воды — именно эти параметры, их схожесть с земными, уже не первый десяток лет подталкивает человечество к идее колонизации Красной планеты.

На чём лететь?

Вопреки ожиданиям, Илон очень мало обращался к сегодняшним разработкам SpaceX: ракете Falcon 9 и грузовому кораблю Dragon. Их пример был использован лишь как промежуточный успешный опыт, который подсказал инженерам компании идеи по созданию совершенно новой мощной ракеты.

Что в ней нового?

Двигатели: их будет аж 42. Топливо: метан и жидкий кислород. Это будет самая мощная ракета за всю историю человечества. На низкую опорную орбиту может выводить 550 тонн груза. С возвратом — 300 тонн. Масса на старте — 10500 тонн. К слову, слайды презентации были подготовлены очень качественно, поэтому советуем с ними ознакомиться:

А как же корабль?

SpaceX работает на придуманной ранее системой с дозаправкой корабля на орбите. План следующий: бустер (см. предыдущий абзац) выводит корабль на «парковочную орбиту», затем возвращается на Землю, на него устанавливаются баки с топливом, бустер вновь поднимается к кораблю, заправляет его. Процесс дозаправки повторяется несколько раз, пока бак корабля не будет заполнен полностью.

В зависимости от сроков, экипаж корабля будет либо находиться на нём сразу при старте, либо будет отправляться на орбиту уже после полной заправки.

Затем корабль отправляется к Марсу.

За счет нескольких этапов появится возможность уменьшить количество бустеров до одного (если говорить про средство выведения на орбиту) и увеличить выводимый на орбиту груз с пассажирами. Вообще, SpaceX планируют запускать в одном корабле около 100 человек (в будущем — до 200). Это позволит создать миллионную колонию на Марсе за 5000 полётов.
Кроме того, эта система позволяет создавать на орбите целую флотилию из таких «автобусов», ибо полеты к Марсу будут осуществляться лишь каждые 2 года, в период максимального сближения.

«Как в Battlestar Galactica, если вы в теме

Предположим, мы прилетели на Марс. Но ведь корабль- многоразовый (транспортник планируется использовать около 12-15 раз, заправщик — 100 раз, ускоритель — 1000), как же нам вернуть корабль обратно? По мнению Илона, очень просто: мы будем производить топливо прямо на Марсе!

Топливо

Как уже было сказано, в качестве топлива будет использоваться метан, окислитель — жидкий кислород.

Испытания метанового двигателя Raptor уже проходят в SpaceX:

При аналогичных габаритах он способен выдавать в три раза больше тяги, чем Merlin-1D на сегодняшних Falcon“ах.

Эффектно выглядят и баки для топлива, которые будут установлены на корабле:

О конкретных путях добычи топлива Илон ничего не сказал, однако отметил, что практически на каждом крупном твёрдом теле Солнечной системы есть возможность строить фабрики по его добыче.

В теории, масштабирование разрабатываемой SpaceX схемы позволит добираться до любого уголка нашей системы.

Сроки, финансы

Немного был затронут и вопрос финансирования проектов. Например, среди вариантов были: кража нижнего белья, кикстартер, доставка грузов и астронавтов на МКС, частные инвесторы-миллионеры.

Позже, отвечая на вопросы из зала, Илон отметит, что на первых этапах запуска системы SpaceX потребуется около $2 млрд. в год.

Да, это большие деньги. Но их вполне реально достать
Илон Маск

Были озвучены и планируемые сроки. В первое ближайшее пусковое окно в 2018 году планируется отправить уже известную нам миссию Red Dragon. Даже дважды. Параллельно этому будет разрабатываться Межпланетная Транспортная Система, (первый полет на Марс — в 2022 году).

Говоря о сроках, Маск напомнил залу, как выглядела его компания в 2002 году:

Всего за 14 лет SpaceX прошла огромный путь: это доказывает возможность команды выполнять поставленные задачи и вводить новые технологии, обгоняя конкурентов на несколько шагов.

После экскурса в историю были озвучены и более конкретные даты в рамках плана по колонизации Марса. Первые полёты на Марс начнутся с 2024 года, а постоянное поселение будет организовано лет через 40.

Маск также отметил, что главной его целью является создание постоянной транспортной системы между Марсом и Землёй. Он не хочет, чтобы его проект повторял американскую миссию „Аполлон“. Люди не должны походить по Марсу и вернуться: они должны остаться на нём и развивать новую цивилизацию.

Итоги

Сегодня существовавший до этого лишь на словах проект Илона Маска по мирному завоеванию Марса обрёл более чёткие черты: мы узнали о системе из четырёх компонент (многоразовое использование, полная переработка, дозаправка на орбите, добыча топлива вне Земли). Услышали о предварительных сроках реализации проекта, увидели приблизительные технические характеристики будущих ракет и грузовых кораблей.

Но самое главное, что лично я вынес с презентации — теперь мы знаем, что работа уже ведётся. Это не просто план на бумаге, не просто идея в голове у CEO самой успешной частной космической компании.

Это уже испытываемый двигатель, это уже построенный топливный бак. Это практический вклад в будущее. То будущее, в котором наши потомки однажды могут проснуться на Марсе.

Материал был опубликован и на TJournal.

P.S. Любишь космос? Подписывайся на мою страницу, я пишу о нём довольно часто.

P.P.S. Огромное спасибо за помощь в подготовке материала выражаю Дмитрию Соколову

P.P.P.S. С недавних пор наш проект можно поддержать материально. Сделать это можно по ссылке.