Хочу напомнить, что год назад главы МИД стран Евросоюза единогласно приняли пять руководящих принципов построения отношений с Россией.
1. Возврат Крыма и полная имплементация Минских соглашений, которая необходима для любых сдвигов в отношениях ЕС-Россия.
2. Укрепление отношений с восточными партнерами и другими соседями, особенно в Центральной Азии.
3. Укрепление внутренней устойчивости ЕС, особенно в связи с возможными энергетическими угрозами и киберугрозами.
4. Выборочное взаимодействие с РФ в вопросах внешней политики (Иран, Ближний Восток, мирные переговоры в Сирии) и противодействия терроризму.
5. Готовность поддержки российского гражданского общества и участия в контактах «от человека к человеку» и в частности между молодежью ЕС и РФ.
Еще тогда ряд наблюдателей говорили, что эти требования слишком мягкими и размытыми. Хотя, по-моему, список возможных угроз со стороны РФ и ответов на эти угрозы выписан предельно неразмыто. И за прошедший год эти позиции не только не были пересмотрены или смягчены, но и ужесточены наоборот. Имею ввиду то, что Европа осознала, наконец, риски агрессивной и ориентированной на конфликты политики РФ не только для Украины, но и для Европы в целом. Это отображено и в решении ЕС выделить 800 тыс.евро на противодействие возможному вмешательству России в избирательные процессы, и в решениях НАТО на саммите в Варшаве в июле 2016-го.
Во-первых, Европа говорит, что никаких торгов и политического шантажа по Крыму и Донбасу не может быть.
Во-вторых, Запад понимает опасность и уязвимость других площадок для дестабилизации, прежде всего, Центральной Азии.
В-третьих, страны ЕС поняли, что любой регион, даже устойчивый, внешне и внутренне, может стать предметом политики расколов и конфликтов со стороны РФ (тема беженцев и вмешательства в избирательные процессы — как пример).
В-четвертых, определена логика сотрудничества «гибриду — гибридово». Запад говорит, что где-то будет сотрудничать с Россией, а где-то — нет. Россия же хотела использовать потенциальные конфликты (то есть, проблематику, по которой Запад не видит никаких компромиссов, по Украине в частности) для шантажа в вопросах, где Запад, по идее, должен был бы быть заинтересован в сотрудничестве (Сирия). Но ЕС разделил эти вопросы.
В-пятых, Запад отделяет российское общество и власти.