Как только законопроекты по Донбассу (субъектом законодательной инициативы которых является президент) были внесены в ВР, политический пиар и спекуляции тут же стали доминировать в оценках отдельных политиков. Оппозиция настойчиво выискивает в законопроектах по Донбассу «сдачу интересов». Этим же, еще настойчивее, занимаются российские политики. Хрусталики глаз в этом вопросе, видимо, синхронизировались.
Речь идет о проекте Закона 7163 «Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях» и проекте Закона 7164 «Про створення необхідних умов для мирного врегулювання ситуації в окремих районах Донецької та Луганської областей».
Главная идея базового законопроекта 7163 «Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях» – это восстановление территориальной целостности Украины.
Законопроект, во-первых, определяет правовой статус ОРДЛО как временно оккупированных территорий, что влечет за собой все последствия, согласно международного права об оккупированных территориях.
Во-вторых, в тексте определяются понятия «российская оккупационная власть» и «российские оккупационные войска».
В-третьих, нормирует государственную стратегию возвращения Донбасса и противостоит ползучей аннексии ОРДЛО Россией (введение рубля, ограничение экономических связей с Украиной, введение так называемых «паспортов» республик).
В-четвертых, гармонизирует правовое поле Украины с реальной ситуацией на Донбассе, в частности, в части применения ВСУ.
В-пятых, фиксирует право Украины на самооборону, согласно 51 статье Устава ООН.
В-шестых, законопроект защищает собственность украинских юридических и физических лиц на оккупированных территориях, не признавая правовые акты так называемых «республик».
В-седьмых, повышает роль Министерства по вопросам оккупированных территорий (в части защиты прав внутренне перемещенных лиц).
Что касается законопроекта 7164 «Про створення необхідних умов для мирного врегулювання ситуації в окремих районах Донецької та Луганської областей», то, по сути, он продлевает еще на год действие закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который был принят три года назад. Как мы знаем, этот закон де-факто так и не вступил в действие, поскольку, согласно поправкам, внесенным позже, он вступает в силу после проведения местных выборов в ОРДЛО. А местные выборы, в свою очередь, могут быть проведены только согласно украинского законодательства, стандартов ОБСЕ полного допуска украинских СМИ и т.д., в общем, после возвращение в правовое поле Украины этих регионов.
Две позиции, которые вызывают опасения/критику у части политиков, – это: 1). упоминание Минских соглашений; 2). продление еще на год закона об особенностях самоуправления в ОРДЛО, который не работает.
Эти риски, на мой взгляд, на сегодня не акутальны. Украина, наконец, указывает на субъекта агрессии и обозначает статус территорий ОРДЛО как оккупированных. При этом, для нас важно, предоставив больше полномочий ВСУ, всячески подчеркнуть мирно-дипломатический способ возврата территорий. К Минским соглашениям, кто бы что ни говорил из украинских политиков, привязаны санкции по Донбассу, а также резолюция ООН по Донбассу. Сегодня позиция Украины и Запада едина в необходимости выполнения вначале пунктов по безопасности. И отказ от Минских соглашений означает обнуление совместной логики давления Украины и Запада на Россию. Без предложения какой-либо другой реальной альтернативы. Некоторые политики предлагают вернуться к Будапештскому меморандуму. Можно, конечно, вернуться, только пускай эти политики покажут в меморандуме ответственность сторон, в случае его нарушения. Что касается продления закона об особенностях самоуправления, этот закон де-факто не работает. Но с точки зрения дальнейших переговоров в Нормандском и Минском форматах, дальнейших перегоров по миротворческой миссии продление действия этого закона является юридически важным. Тех рисков, о которых говорили в 2014-2015-частично 2016 годах применительно к Минским соглашениям (навязывание политической части Минских соглашений без выполнения пунктов по безопасности, что могло спровоцировать кризис в целом в Украине), на сегдоня нет (в выходе из Минских соглашений, которые реализовываются не в той последовательности, на которую расчитывал Кремль) на текущем этапе как раз больше заинтересована Россия.
Тактика Украины на совмещение внутренних и внешних инструментов реагирования на военную агрессию РФ позволила нам: избежать полномасштабной войны с Россией (а уход в военную логику в 2014-2015 годах мог именно к этому привести); 2. уйти от варианта «мир любой ценой», то есть, капитуляции под видом компромисса (в том числе обмена Крыма на Донбасс); 3. использовать время для усиления обороноспособности Украины; 4. сохранить и усилить международную поддержку. 5. начать процесс исков против России в международных судах.
Украине сегодня крайне важна целостная позиция внутри страны в вопросах восстановления территориальной целостности, с тем, чтобы максимально эффективно использовать совместное с Западом давление на Россию в деоккупации украинсикх территорий. И это давление сегодня начинает реализовываться в конкретных и довольно болезненных для России инструментах (санкции, обсуждение миротворческой миссии, возможное предоставление Украине Соединенными Штатами оборонного летального оружия).
УП