Ключевыми требованиями Майдана, если их перевести на политический язык, были евроинтеграция и возврат к редакции Конституции от 2004 года, которая лишала президента монополии власти (то есть, к парламентско-президентской форме правления). Обе эти позиции предполагали реформы и институциональное развитие Украины.
Инициатива Владимира Зеленского люстрировать тех, кто был во власти в период 2014-2019 годов, по сути, перечеркивает требования Майдана. Даже если она и носит исключительно предвыборный характер. А я считаю, что это все не только связано с выборами.
Во-первых, на лицо стремление демонстрировать «сильную руку» (пусть это и выглядит как пародия на данном этапе) в расчете на публичный эффект. Но это не значит, что на каком-то этапе (а партия «Слуга народа» ставит в качестве цели создание монопартийного большинства) аторитарные публичные замашки не перерастут в реальные практики. Построение политической системы путинского образца в Украине противоречит европейской традиции и ставит под сомнение наше европейское будущее. Кроме того, недемократическая Украина обречена на возвращение в сферу влияния в России и никогда на станет членом Евросоюза.
Во-вторых, Владимир Зеленский практически слово в слово озвучил предложение Андрея Портнова о люстрации, которое он неделю назад опубликовал у себя в ФБ. Люстрация тех, кто был во власти с 2014 по 2019 годы, — это личная инициатива Портнова, откровенно позиционирующего себя как антимайдановца. Разница между люстрацией 2014 года и тем, что предлагает Зеленский — фундаментальная. В 2014-ом люстрировали тех, кто был причастен к расстрелам на Майдане и к сдаче интересов Украины России, а сегодня предлагают зачистить тех, кто защищал Украину от РФ и обеспечивал наше движение в Европу. Допускаю, что эта инициатива может быть связана со стремлением устранить политических конкурентов (сегодняшних и/или будущих), но тогда это, опять же, монополизация власти.
В-третьих, президент фактически воспроизводит штампы российской пропаганды. Понимаю, что Владимир Зеленский политически ревнует и болезненно воспринимает стремление Виктора Медведчука монополизировать российское направление. Онако Россию интересуют не выборы сами по себе, а выборы как инстурмент достижения своих интересов. В России все пять лет рассказывали, что в Украине якобы «гражданский конфликт», который развязала бывшая украинская власть. Инициатива от Зеленского о люстрации, по сути, повторяет тезис о том, что во всем виновата предыдущая украинская власть. Ну и два факта за один день — заявление Зеленского о необходимости люстрации за период 2014-2019 годов и телефонный разговор с Путиным — возможно, просто совпадение, но почему-то в это не оче6нь верится.
Я много раз писала, но еще раз повторю: любую слабость (а делать виновными тех, кто защищал страну в 2014-2019 от агрессии РФ и развала государственности, — это и есть слабость) Кремль использует в своих интересах. Дальше будут возникать все новые и новые требования. И в этом смысле парламентские выборы могут стать решающими для Украины. И всякое деление на «новых и старых» потеряет какой-либо смысл после выборов. Потому что формат противостояния будет предельно понятным: или возврат в «постсоветское болото» (внутренний авторитаризм и внешнеполитический разворот под контроль России), или движение в ЕС и НАТО (как институциональный способ развития и способ сохранения идентичности). И выиграют те, кто будут ставить очень четкие цели (а не оперировать абстакциями за все хорошее и против всего плохого), имеют опыт и понимают, как и за счет чего можно добиться результатов. Формально «новых лиц» в парламенте, наверняка, будет много. Но определяющая битва будет между идеологическими партиями и политиками, понимающими политические процессы и значение выбора — между «Европейской солидарностью» Петра Порошенко и Оппоплатформой Виктора Медведчука. Ну а главная (она же ключевая) роль в предстоящих процессах по-прежнему принадлежит активной части общества. Важно, чтобы это право никто не отобрал.