Итак, Верховная Рада проголосовала за медицинскую реформу – 240 голосов «за» (плюс два голоса Ирины Геращенко и Ирины Сысоенко, чьи карточки не сработали).
Поскольку я лично наблюдала на разных этапах за ходом обсуждения в публичной сфере медреформы, хотела бы напомнить, что введение новой модели финансирования будет осуществляться в три этапа, полная реализация запланирована до 2020 года.
1-й этап (2017 год) – подготовительный, во время которого предполагается введение новой модели финансирования медпомощи на уровне первичного звена, а также начнется благоустройство сети стационаров через создание госпитальных округов.
2-й этап (2018-2019 годы) – внедрение/введение в действие государственного гарантированного объема медпомощи на всех уровнях и начало его финансирования через национального заказчика.
3-й этап (2020 год) – налаживание полноценного функционирования новой системы финансирования здравоохранения.
Постепенность реформы/растянутость на 4 года позволит обеспечить надлежащую социальную защиту граждан, переподготовку медицинских работников, аккумулировать бюджетные средства и привлечь инвестиции для развития и перепрофилирования медицинских учреждений, создать электронные реестры, электронную систему обмена медицинской информацией.
Главные принципы/позиции, заложенные в реформу, следующие.
1. «Деньги следуют за пациентом». Бюджетные средства будут направляться не на финансирование медицинских учреждений, как сейчас, а на оплату предоставления медицинской услуги конкретному человеку; пациент самостоятельно может выбирать врача или медучреждение, к которому может обратиться.
2. Эффективное использование бюджетных средств, направленных на медицину. (В 2017 году размер медицинской субвенции из госбюджета составляет 55,5 млрд.грн., треть этих средств фактически теряется – через содержание ненужных помещений, неэффективное использование, коррупцию. Внедрение реформы предусматривает, что государство прекратит выделять деньги больницам только за то, что они существуют. Оплачиваться будут кокретные услуги, которые пациент получает у врача/в клинике. В проекте бюджета-2018 правительство заложило 113,9 млрд. грн. на сферу здравоохранения.
3. Четкий перечень медуслуг, которые оплачивает государство. Вводится программа медицинских гарантий, будет определен перечень медицинских услуг, которые на 100% оплачивает государство. Перечень ежегодно определяться Кабмином. Гарантировано бесплатными будут: экстренная помощь (неотложная помощь – срочные операции, в том числе острый сердечный приступ, инсульт, аппендицит, переломы); первичная помощь (помощь врачей первичного звена – педиатров, терапевтов, семейных врачей, работающих в поликлиниках, амбулаториях, имеют частную практику); паллиативная помощь (помощь пациентам, имеющим смертельные заболевания, чтобы облегчить их страдания, прежде всего предоставление адекватного обезболивания); медицинская помощь детям до 16 лет; медицинская помощь в связи с беременностью и родами).
4. Достойная зарплата врачам. Внедрение принципа «деньги ходят за пациентом» означает, что оплата работы врача будет зависеть от количества пациентов и качества услуг, которые он им предоставляет. При такой системе врач будет заинтересован качественно лечить, поскольку к плохому специалисту никто не придет. Врачи и больницы будут конкурировать за пациентов, и будут заинтересованы повышать качество своих услуг.
5. Создается Национальная служба здоров. Это орган исполнительной власти со специальным статусом, который будет выполнять функции страховщика и единого заказчика по централизованной закупке медицинских услуг, а также контроля за соблюдением условий договоров о медицинском обслуживании населения.
Нужна или не нужна быламедицинская реформа? Следующие показатели говорят сами за себя. 90% лекарств граждане покупают за свои личные средства, а каждый второй пациент, по данным самых разных соцопросов, отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Кстати говоря, общий объем расходов на здравоохранение в Украине примерно такой же, как в Польше. Но в отличие от поляков, украинцы большую часть расходов на лечение оплачивают самостоятельно (в Польше – доля государственных расходов составляет 70%).
Украина является четвертым в мире государством по количеству больничных коек (879 на 100 тыс. населения) и вторым в европейском регионе по среднему уровню продолжительности госпитализации (11-12 дней). В странах ЕС в среднем эти показатели составляют соответственно 527, 4 на 100 тыс. населения и 8 дней, то есть в 1,7 и 1,4 раза ниже. Но при этом украинцы имеют большую смертность и значительно меньшую среднюю продолжительность жизни – 71 год, в то время как в странах ЕС – 78-80 лет.
Поэтому от реформы выиграют:
1. все украинцы, которые не будут нести необоснованные расходы на лекарства и медуслуги;
2. врачи, которые добросовестно делают свою работу и зарплата которых теперь будет зависеть от количества пациентов;
3. пациенты и врачи, которые получат оптимальную и качественную сеть медицинских учреждений в каждом регионе, каждой общине;
4. аптечный и фармацевтический бизнес, которые готовы к честной работы на рынке.
А проигрывают от реформы те, кто больше всех был против:
1. врачи, которые используют недостатки нынешней системы для личного обогащения;
2. фармацевтические лоббисты;
3. те, кто необоснованно назначает лекарства с недоказанной эффективностью;
4. те, для кого чем хуже, тем лучше.
В целом, можно говорить о том, что медицинская реформа – третье важное решение с начала осенней работы ВР (после реформы образования и пенсионной реформы), которое себе в результат может записать премьер-министр/правительство, а также все те, кто был небезразличен/причастен к этим решениям. При этом, важно отметить, что медицинскую реформу провести через парламент было значительно труднее, чем пенсионную. Даже после внесения значительных поправок от разных фракций ко второму чтению. Насколько можно судить из публичной активности, политики-«амфибии" до последнего активно отстаивали медицинское лобби. (Политики-«амфибии" – это те, кто имеет параллельные сферы интересов/деятельности, кроме депутатства).
Политический класс, по-прежнему, делится на тех, кто ориентирован на результат, и тех, кто хочет досрочных выборов до того момента, когда позитивные результаты начнут ощущать граждане Украины. Те, кто говорят, что в ничего не меняется, лукавят. Социально-экономическая ситуация все еще сложная. Но надо признать, что по масштабу системных изменений, несмотря на войну, за последние годы сделано гораздо больше, чем за все предыдущее двадцатилетие.