Год, а тем более два года работы правительства, – традиционно время подводить итоги и давать оценки, прежде всего, ситуации в экономической сфере. Если говорить об отчетности Кабмина Гройсмана, то примерно месяц назад был публично представлен отчет работы за 2017 год. Затем документ был передан на рассмотрение профильных комитетов ВР. Ну и теперь, по решению депутатов, отчет или будет заслушан в сессионном зале, или будет рассмотрен только в парламентских комитетах, как это было в прошлом году. Но, независимо от того, какой формат отчетности правительства, в итоге, выберут депутаты, уже сейчас можно обозначить несколько позиций, являющихся, на мой взгляд, характерными и важными применительно к действующему правительству.
Во-первых. Уровень сотрудничества Кабмина с Верховной Радой. Несмотря на то, что до выборов (президентских и парламентських) остается год (до президентских) и полтора года (до парламентских), и, соответственно, повышается градус популизма, да и в целом – уровень политизации самых разных процессов, правительству, все же, удаётся выстраивать сотрудничество с парламентариями. Надо отдать должное, что Кабмин старается придерживаться графика в подаче тех или иных документов на рассмотрение ВР (скажем, бюджета или отчёта о своей работе), с тем, чтобы у депутатов было достаточно времени, чтобы отреагировать/внести качественные поправки к тем или иным документам. Другое дело, что содержательность сотрудничества правительства и парламента, во многом, зависит от: 1). политической мотивации депутатов/фракций; 2). уровня работы каждого конкретного комитета вместе с правительством. То, что премьер Гройсман, будучи кандидатурой от БПП, но, все же, не имеет своей партии, заставляет его, порой, искать поддержки не только у фракций коалиции.
Во-вторых. Отстаивание позиции в переговорах с МВФ, с учетом возможных социальных последствий. Если кто помнит, в 2014-2015 годах экономическое положение Украины было очень тяжёлым. Янукович и Ко бежали в Россию, разграбив страну. А из-за аннексии Крыма, о чем недавно напомнил президент Порошенко, мы потеряли 3,6% ВВП, 80% нефтегазовых залежей в Черном море, 10% портовой инфраструктуры. Оккупация же Россией части Донбасса – это вообще минус 15% ВВП и 25% промышленности. Если кто забыл, то напомню, что только в середине 2015 года Украина преодолела риск дефолта, договорившись о реструктуризации государственного и гарантированного государством внешнего долга. И как бы ни критиковали условия реструктуризации отдельные оппозиционные партии (а на словах у нас все ну просто мегаспециалисты и мегапатриоты), но ситуация могла развиваться куда в худшем векторе. К тому же, следует отметить, что действующее правительство тратит значительные средства на обслуживание госдолга (130 млрд. грн., для сравнения – на проведение перерасчета пенсий прошлой осенью было направлено менее 30 млрд. грн.), который был накоплен еще в довоенное время правительствами Тимошенко и Азарова. В частности, в период с 2007 года по 2010 год госдолг Украины вырос на 26,5 млрд. долл., с 2010 г. по 2014 г. – еще на 19,5 млрд. долл. В то время как за три военных года – 2014-2017 годы – госдолг увеличился на 5,2 млрд. долл.
При этом если мы говорим о текущем уровне сотрудничества с МВФ, то важная особенность подхода действующего правительства – это выполнение взятых Украиной обязательств, но в таком временном режиме, чтобы эти решения, с учетом и так уже произошедших значимых изменений, как можно меньше отображались в виде усложнения ситуации для граждан. Скажем, правительству удалось достичь компромисса с МВФ в вопросе не повышения пенсионного возраста, в том числе благодаря внесению альтернативного предложения, касающегося стажа. Сейчас – идут переговоры правительства и МВФ по вопросу цены на газ. Как известно, среди рекомендаций МВФ, от которых зависит получение очередного транша, кроме вопроса Антикоррупционного суда, есть позиция, касающаяся цены на газ. В частности, речь идет об обязательствах по программе Украины и МВФ, которые предусматривают, что Украина должна поднять цены на природный газ на внутреннем рынке до уровня импортного паритета. По мнению МВФ, рост цен будет способствовать развитию свободного рынка газа и стимулировать украинцев экономно потреблять энергоносители. Понятно, что Украина не будет отказываться от взятых на себя обязательств. В то же время, все прекрасно понимают, что дальнейшее повышение цен газ для населения в непростой социально-экономической ситуации для ряда категорий граждан может оказаться непомерной нагрузкой и привести к росту неплатежей вообще. Кроме того, есть базовый вопрос: как совместить запросы одной части общества.ю ориентированной на снижение роли государства, и второй – ориентированной прямо наоборот на социальность и патернализм? Поэтому в текущих условиях правительство, думаю, будет исходить из позиции, что если рост цены на газ и будет, то он должен быть постепенным и минимальным.
В-третьих. Показатели. Остановлюсь на базовых направлениях.
1.Рост экономики. За 9 месяцев 2017 года ВВП вырос на 2,3% (годом ранее за этот же период – на 1,4%). Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сохранило прогноз роста экономики Украины в 2018 году на уровне 3,2% и прогнозирует ускорение роста ВВП в 2019 году на 3,7%. Такой прогноз, прежде всего, имеет значение для инвестиционной привлекательности Украины, и, безусловно, является положительной оценкой, несмотря на войну, тех процессов, которые происходят в Украине.
2. Рост социальных стандартов. По инициативе правительства, в прошлом году минимальную зарплату подняли в два раза, в результате реальная зарплата в 2017 году выросла на 19,1% (годом ранее – на 9%). Пенсионная реформа, принятая осенью 2017-го, позволила уже в октябре перечислить и повысить пенсии для 9 млн. пенсионеров (таким образом, средняя пенсия в 2017 году выросла на 23%). В этом году пенсии снова будут перечислены, в соответствии с ростом заработной платы и уровнем инфляции. В 2017 году зарплаты учителей выросли на 50%, в этом году будут увеличены еще на 25%. Повышенные зарплаты получат более 406 тысяч украинских учителей. Также в 2017 году начата реформа в системе выплат стипендий (стипендии выросли на 18%).
3. Дерегуляция. Речь идет о реформировании законодательства для создания комфортных условий для ведения бизнеса в Украине. Так, уже отменены более 450 устаревших нормативных актов, ограничивающих работу бизнеса и создающих возможности для коррупции. Также в прошлом году введено автоматическое возмещение НДС. Сюда же можно отнести законодательную инициативу «маски-шоу стоп» (позволившую остановить давление силовиков на бизнес), а также реформирование системы контроля. Эти изменения уже дали результат – за год Украина привлекла 2,3 млрд.долл. иностранных инвестиций, а таможенные поступления увеличились на 70 млрд. грн. Продолжением этого направления должно стать принятие 35 законодательных инициатив, которые правительство определило как приоритетные для ускорения экономического роста. Кроме того, в бюджете-2018 предусмотрено 50 млн. грн. на финансирование Фонда развития инноваций.
4. Децентрализация. Поступления местных бюджетов выросли в 2017 году на 31%. При поддержке госбюджета начато 790 инвестиционных программ. В бюджете-2018 объемы господдержки ОТГ увеличены до 12,9 млрд. грн. Эти средства позволят реализовать более 2 тысяч новых инфраструктурных проектов. Кроме того, правительство анонсировало, что следующим этапом децентрализации должен стать переход на среднесрочное планирование.
5. Развитие инфраструктуры. В прошлом году были построены и отремонтированы 2177 км дорог (что болем, чем в два раза, превышает показатель 2016 года). В текущем году на дороги из бюджета будет выделено рекордные 46,7 млрд.грн.
6. Медицинская реформа. В прошлом году был принят закон, который дает старт медицинской реформе. Первые шаги в этом направлении были сделаны с запуском программы «Доступные лекарства» – граждане имеют возможность получить лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета второго типа и бронхиальной астмы безплатно/с незначительной доплатой. Программа начала работать с 1 апреля 2017, за прошлый год было возмещено 614,4 млн. грн. В этом году финансирование программы «Доступные лекарства» увеличено – до 1 млрд.грн. Также со 2 апреля стартовала кампания по выбору врача.