7 июня, как мы знаем, исполняется три года со дня инаугурации Петра Порошенко. В связи с этим, хотелось бы подвести некие итоги.
Если говорить об объективной составляющей, то здесь, думаю, все согласятся с тем, что период с 2014 года — наверное, самый сложный в истории современной Украины. Когда к вызовам Майдана (а это запрос на внутренние реформы) добавились и внешнеполитические вызовы, связанные с военной агрессией РФ.
Если говорить об объективной составляющей, непосредственно зоне конституционных полномочий президента, то здесь соглашусь с теми экспертами, которые выделяют три важнейшие направления, по которым есть ощутимые результаты.
1. Предотвращение большой войны России против Украины, цель которой — разрушение Украинской государственности. Ни о какой «Новороссии» сегодня речь уже не идет, хотя еще в 2014-2016 годах такая перспектива, как и перспектива сухопутного коридора России с Крымом через территорию Украины выглядели вполне реалистичнымы (особенно, в 2014 и 2015 годах). Также России не удалось использовать экономические инструменты шантажа для обвала Украины — газ, долг Януковича в 3 млрд.дол, ограничение воздушного пространства для транзита украинских товаров в ряд стран СНГ и т.д. Да, до мира на Донбассе и возврата Крыма еще далеко. И, тем не менее, Владимиру Путину не удалось навязать ни один из озвученных сценариев по Украине (федерализация, политические изменения без демилитаризации Донбасса и т.д.). При этом за невыполнение взятых на себя обязательств, в том числе в рамках Нормандского и Минского форматов 41 страна, начиная с 2014 года и продолжая сейчас, ввела санкции против РФ.
2. Усиление обороноспособности Украины. Речь идет и об увеличении численности армии, и о переходе на контрактную армию, и о существенном повышении финансирования армии в целом и заработной платы военнослужащим в частности. Кроме того, произошли существенные сдвиги в подготовке Высокомобильных десантных войск, завершено создание Сил специальных операций в соответствии со стандартами НАТО. В 2016 году было проведено более 500 учений на территории Украины и за ее пределами, к этим учениям были привлечены инструкторы из армий стран НАТО и ЕС. Согласно государственному оборонному заказу, в 2016 году предприятиями оборонно-промышленного комплекса поставлено около тысячи трехсот единиц нового и модернизированного вооружения и военной техники. Также было выполнено более сорока контрактов на поставку Украине различных средств обороны на общую сумму полтора миллиарда долларов. Обороноспособность (согласно Конституции, кроме внешней политики, президент отвечает за оборону) — та сфера, где даже оппоненты власти признают неоспоримый факт создания боеспособных Вооруженных Сил в течение первых трех лет президентства Порошенко. Но главный показатель — это то, что Армия, наравне с Церковью, на сегодня имеет самый высокий уровень доверия у граждан.
3. Внешнеполитические достижения. Украинской власти удалось не только сохранить международную поддержку в войне России против Украины (санкции против РФ, резолюции и ПАСЕ, начало расмотрения исков Украины против РФ в Международнои суде ООН), но и добиться конкретных результатов в вопросе евроинтеграции. В этом смысле Порошенко завершил реализацию двух ключевых предвыборных обещаний — безвизовый режим и окончательная ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС. А решение Стокгольмского арбитража в пользу Украины стало событием, подтверждающим уменьшение зависимости Украины от российских энергоносителей (Украина полностью прекратила покупать у РФ газ в 2015 году, хотя еще в 2013 году доля России в импорте газа превышала 90%). Это все внешнеполитические успехи, которые одновременно требовали проведения и глубоких внутренних реформ (только в рамках безвиза более 140 норм).
Ну а что касается других важных направлений (в частности, экономики, борьбы с коррупцией и работы правоохранительных органов), где ответственность разделена между всеми ветвями власти, я бы выделила следующее. Не будучи непосредственно ответственным за экономику, Порошенко способствовал двум правительствам осуществить макрофинансовую стабилизацию и восстановить экономический рост.
Кстати, на днях Всемирный банк обнародовал прогноз, согласно которому рост экономики Украины в ближайшие годы будет ускоряться.
Ну и при всех сложностях борьбы с коррупцией и, порой, конкурентности между разными правоохранительными органами, сегодня ни один политик не может похвастаться тем, что у него есть политических крыша, которая гарантирует ему непреследование за коррупцию. Создание НАБУ и НАЗК стало возможным благодаря решениям всех ветвей власти, в том числе и при активном участии президента.