Отчет правительства в парламенте в целом и министерств по отдельности, скорее всего, состоится в мае. И, все же, уже сейчас понятно, что Кабмин Владимира Гройсмана будет продолжать работать дальше (с возможными кадровыми корректировками/изменениями на отдельных направлениях).

Думаю, к безальтернативности обозначенного варианта на текущем этапе были готовы даже представители оппозиционных фракций. По вполне понятным причинам. Часть фракций ("Батькивщина", Оппозиционный блок) хотят досрочных выборов, поэтому возможная смена правительства на какое-то другое их в принципе не особо интересует. Их интересует не отставка правительства сама по себе, а не назначение нового правительства, развал коалиции и досрочные выборы.

Другая часть оппозиционных фракций – та, которая не хочет досрочных выборов ("Самопомич", Радикальная партия Ляшко), это прекрасно понимают, и при критике тех или иных решений коалиции, но не черно-белой картинке (то есть, какие-то решения правительства/власти в целом "Самопомич" и РПЛ критикуют, а какие-то – наоборот, разделяют), тоже не видят смысла в возможной смене правительства. Но уже по другой причине – потому что тогда надо менять нишу оппозиции на нишу власти (если менять правительство), что потребует полного перепозионирования этих партий по ряду вопросов (а с рейтинговых позиций находится во власти всегда сложнее), или идти на выборы.

Поэтому при том, что к правительству Гройсмана могут быть вопросы/критика/претензии как у оппозиции, так и расхождения по отдельным вопросам внутри коалиции, в целом, думаю, сохранение кадрового статуса-кво Кабмина – коллегиальное политическое решение. За исключением тех, кто придерживается установки на тотальную "зраду".

Что касается результатов годичной работы Кабмина, то народные депутаты дадут свою оценку, с точки зрения позитивов и негативов, во время публичного отчета (который состоится в формате и сроках, предусмотренных регламентом). Со своей же стороны, с учетом озвученных цифр и задач (пресс-конференция премьера, задекларированные среднесрочные показателей и план действий), хотела бы обозначить следующие позиции, характеризующие работу действующего Кабмина. При этом сразу отмечу, что в любой оценке ситуации/работы всегда есть объективные и субъективные факторы. То есть, задачи и вызовы, которые объективно возникают перед государством на том или ином отрезке истории государства, и то, как тот или иной политик/чиновник на политическом уровне решает эти задачи (субъективный фактор).

Итак, я бы выделила следующие направления/задачи.

1.Переход от выживаемости страны и сохранения государственности (эта задача была перед правительством Арсения Яценюка) – к развитию; переход от макроэкономической стабилизации – к улучшению соцстандартов для каждого гражданина Украины по мере возможностей экономического роста, и главное ощущению этих улучшений простыми гражданами.

2. Среднесрочное планирование. Как мы знаем, правительство еще при формировании бюджета на 2017 года заложило базовые показатели (в частности, роста ВВП и уровня инфляции) на три года. Также были озвучены приоритеты работы Кабмина на текущий год. Такая прогнозированность важна, прежде всего, с точки зрения долгосрочных инвестиций.

3. Выстраивание более эффективного сотрудничества между правительством и парламентом (прежде всего, на уровне работы с комитетами ВР)

4. Отмена устаревших норм, оптимизация госрегулирования. Сокращение вмешательства государства в работу бизнеса. Повышение прозрачности и открытости (электронное декларирование, перевод государственных закупок, а теперь и НДС, на электронную систему).

5. Начало системных реформ – медицинской, земельной, пенсионной – ощутимых для каждого гражданина. А также реформы налоговой и таможенной служб.

Если говорить о результатах, то целесообразней привести конкретные показатели.

1. В 2016 году украинская экономика выросла на 2,2% после двух лет падения.

2. В 2016 году доходы бюджета увеличились, по сравнению с 2015 годом, на 15,3%. Местные бюджеты в 2016 году выросли на 50%, в 2017 году прогнорзируется рост еще на 25%.

3. В 2017 году планируется повышение пенсий на 10 %, для врачей и учителей – в среднем на 20 % и 30 %.

4. В 2016 году было скращено на 40% количество разрешений, на 87% – уменьшено количество необходимых сертификатов.

5. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины в 2016 году составил 3,8 млрд.дол., что почти вдвое превысило показатель 2015 года. Капитальные инвестиции в украинскую отрасль сельского хозяйства в 2016 году составили 44 млрд.грн. (что является рекордом за всю историю независимости страны). В 2017 году сельскохозяйственная отрасль, согласно бюджета, получит в 20 раз большую поддержку, чем в предыдущем.

6. В 2016 году на ремонт дорог было выделено 10 млрд.грн, в этом году планируется втрое больше – 30 млрд. грн.

7. В 2017 году будет выделено 500 млн. грн. на возмещение аптекам стоимости лекарств от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2 типа и бронхиальной астмы, которые с апреля являются для граждан бесплатными/со скидкой.

Правда, эти позитивные показатели вовсе не означают, что их ощущают простые граждане. Социально-экономическая ситуация в Украине по-прежнему сложная. Думаю, первые позитивы станут ощутимы только в конце года (именно поэтому отдельные политики/партии так и спешат с досрочными выборами – потому что с первыми ощущениями позитивов весь расчет этих политиков на "зраду" полностью обессмыслится). Но куда больше проблемы, на мой взгляд, с коммуникацией – для граждан очень важно понимать, что реально происходит, в чем мотивация тех или иных решений и какова кратко- и среднесрочная перспектива происходящего.

Что же касается структурных реформ, то здесь вообще коммуникация имеет важнейшее значение. Ведь если до 2014 года часть украинских политиков спекулировали на теме геополитического выбора, недооценив возможные угрозы таких спекуляций на фоне внешней агрессии, то теперь – во весь рост и вширь мы наблюдаем спекуляции политиков вокруг острых социально-экономических проблем и структурных реформ. При этом политикам зачастую куда проще все списывать на МВФ, вместо того, чтобы содержательно обсуждать системные реформы. Хотя, думаю, для всех здравомыслящих людей и так понятно, что никто не ставит самоцели, как можно дольше использовать кредиты МВФ.

Как и понятно то, что для Украины: 1). кредитование МВФ на текущем этапе – это необходимость с точки зрения макроэкономической стабилизации экономики; 2). сотрудничество с МВФ – это своеобразный маркер ситуации, сигнал для других финструктур/инвесторов о том, что страна в состоянии выполнить взятые на себя обязательства и находится в поцессе реформирования.

В этом смысле качество, темп реформ, а также уровень их поддержки обществом зависят от ответственности всего политического класса (как от власти, так и оппозиции). Без профессиональной и конструктивной дискуссии внутри и между политиками, экспертным сообществом, гражданами реформы проводить очень сложно.

УП