За последние несколько лет есть масса прецедентов вмешательства России в ситуации в самых разных странах: начиная от вмешательства в выборы, референдумы, акции протестов (во всяком случае, на уровне дезинформационных кампаний) – и заканчивая шпионскими скандалами, финансированием политиков/партий (как правило, ультраправых и ультралевых), покушениями (отравление в Солсбери).

Инструментарий для использования спецопераций разнообразен – фиктивные аккаунты соцсетей, фейковые страницы изданий и органов власти, реальные (изъятые из электронной почты) и сфабрикованные документы, кибератаки против системы регистрации избирателей, фишинговые атаки в отношении партий/избирательных штабов, коррумпированные политики и «полезные идиоты», частные военные кампании, типа, ЧВК Вагнера (в случае военных операций). Цель – создание атмосферы/усугубление ситуации/усиление конфликтов – то есть, всего того, что работает на поляризацию и фрагментацию общества, и в итоге – ослабляет устойчивость того или иного государства/институций изнутри. Раз российская власть не смогла сделать Россию конкурентоспособной в современном мире (имею в виду экономику, технологии), и не может предложить альтернативные ценности миру, значит, она будет направлять все свои усилия на слом существующей мировой системы, а также на то, чтобы всячески ослаблять/разваливать других субъектов.

Кроме таких громких примеров, как вмешательство/попытки вмешательства в выборы в США, Франции, Германии, а также в референдумы в Великобритании, Нидерландах, Каталонии, есть масса других примеров. Может быть, не таких резонансных (с точки зрения внимания мировых СМИ), но от этого не менее масштабных. Вот, скажем, Служба информации и безопасности Чехии в итоговом докладе за 2017 год обвинила Россию в кибератаках. В докладе указывается, что одной их целей кибератак былы МИД и Министерство обороны Чехии – констатируется, что самая мощная атака была осуществлена в 2016-2017 годах, когда хакерам удалось скопировать письма/вложенные файлы из 150 почтовых ящиков сотрудников МИДа. Также вспомнила заявление министра обороны Дании о том, что хакеры, ассоциирующиеся с Россией (группа Fancy Bear) в 2015-2016 годах получили доступ к электронным почтовым ящикам сотрудников их ведомства. И таких примеров по разным странам за последние годы – не счесть. В общем, если еще в 2014-2015 годах у Запада, возможно, были иллюзии относительно того, что агрессивные/"гибридные действия" РФ носят исключительно локальный характер, и ограничиваются Украиной/постсоветским пространством, то в последующие годы стало понятно, что самым разным "гибридным атакам" со стороны РФ может быть подвержена любая страна, даже с высокой степенью безопасности и развитыми институтами государства и общества.

Что касается Украины, то здесь со стороны России, кроме военной агрессии, задействован, наверное, практически весь возможный арсенал по проведению дезинформационных кампаний – даже отдельных фактов достаточно в подтверждение. Совсем недавно Facebook заблокировал около 500 групп, выдававших себя за "патриотические" (ратующие за "майдан"-3, например), а на самом деле – администрируемые российскими пользователями. Разнообразные фейки, первоисточник которых находится в РФ, которые потом перекочевывают в отдельные украинские СМИ, похоже, уже никого не удивляют (один из последних – это фейк якобы о "лишении" Украины безвиза, когда была создана фейковая страница Совета ЕС с этой "новостью"). Еще две часто используемые практики – это фейковые звонки гражданам от якобы "госорганов" (как это было, например, во время военного положения в конце 2018 года), с целью создания паники в обществе, а также пранкеры, цель которых – дискредитация персоналий или конкретной темы (например, темы украинской автокефалии). Иногда целью дезинформационных кампаний является дискредитация и формирование недоверия одновременно как внутри Украины, так и вовне. Два классические примеры очень наглядно подтверждают такой подход. Первый – когда в 2015 году якобы от имени группы "Патриоты Украины" двенадцати американским сенаторам были разосланы электронные письма с просьбой "прислать специалистов из США и НАТО, которые могли бы заменить украинское военное командование" (позже издание The Washington Post опубликовало информацию, что за рассылку этих писем отвечал специальный отдел ГРУ, занимающийся ведением психологических войн). Второй пример – когда якобы "украинские патриоты" записали видео накануне референдума в Нидерландах в 2016 году с требованиями и угрозами поддержать Соглашение об ассоциации ЕС с Украиной, что, по идее, должно было составить неадекватное мнение об украинских патриотах в Европе.

Ну а за последние недели было предостаточно сообщений от представителей разных ведомств/госорганов о попытках извне вмешататься в избирательный процесс в Украине. Так, пресс-служба СБУ в конце февраля сообщила о кибератаке хакеров на компьютеры ЦИК, направленной на блокирование доступа пользователей к информации о подготовке к выборам. Около недели назад глава Киберполиции Сергей Демедюк заявил, что накануне выборов в украинском киберпространстве активизировались хакерские группы, имеющие отношение к России (в частности, Fancy Bear, The Shadow Brokers). По его словам, российские хакеры пытаются получить доступ к сетям госорганов. И совсем на днях пресс-служба СВР Украины заявила о том, что "Россия намерена отправить в Украину боевиков и сотрудников спецслужб под видом паломников". Также, по информации СВР Украины, спецслужбы РФ планируют в день выборов: 1). провести массированные кибератаки на серверы ЦИК и окружных избирательных комиссий Украины (в частности, прорабатывается сценарий заражения серверов "вирусом-закладкой", который способен искажать статистические данные избирательных округов и участков); 2). готовят серии провокаций непосредственно на избирательных участках в восточных регионах Украины, граничащих с временно оккупированными Россией территориями Донецкой и Луганской областей (в частности, провоцирование ситуации с отказом предоставить возможность голосовать переселенцам).

Еще в конце февраля президент сказал, что СНБО вместе с СБУ, Нацполицией и американскими партнерами уже разработали механизмы защиты ЦИК. И, тем не менее, хотелось бы, чтобы все украинские политики понимали масштаб возможного вмешательства РФ в выборы, не став при этом несозательно участником/обьектом российских планов. Цели России понятны: 1). делегитимация результатов чтобы будущий президент изначально находился в слабой позиции после выборов; 2). дестабилизация ситуации и дискредитация Украины. Все это в комплексе направлено на фрагментацию общества/страны и войну всех против всех, а значит – и на слом поддержки Украины на международном уровне (так как это зависит от целостности позиции Украины) и ослабление Украинской государственности, с тем, чтобы навязать свои условия (в том числе через возможное присутствие во власти сторонников внеблокового статуса и бессмысленное акцентирование на Будапештском меморандуме, в котором никоим образом не прописаны механизмы ответственности по отношению к нарушителю), а также стремление уйти от ответственности за анексию Крыма и войну на Донбасе.

Поведение ряда оппозиционных политиков, когда, скажем, сознательно тиражируются разные фейки (только потому, что они направлены против Петра Порошенко), демонстрирует как раз прямо обратное – не понимание этими политиками, что эти фейки – часть кампании против Украины в целом. Когда кандидат в президенты и народный депутат Виталий Куприй опубличивает "расследование" НТВ об "эскадронах смерти" Порошенко, при этом указывая, что, по его информации, значительная часть информации является достоверной, то следующим его шагом, надо полагать, будет ссылка на "достоверность" информации ФСБ. Или когда Юлия Тимошенко (притом, что к ней самой уже возникали вопросы по поводу неких абстрактных "друзей", оплачивающих ее лоббистские услуги в США) вместе с "околоколомойскими ресурсами" озвучивает фейковые обвинения, что якобы европейские антикоррупционные органы начали уголовные производства против Порошенко, а затем эти органы опровергают этот "вброс", то это показатель уровня украинской оппозиции в целом.

Тот, кто следит за российским информпространством, не может не отметить трансформацию публичной позиции российской власти и официальной пропаганды: от стандартно привычной дискредитации украинской власти – до инициирования постановлений о не признании результатов выборов. Они ведь, по версии российской пропаганды, априори "фальсифицированы", раз Порошенко имеет реальные шансы переизбраться. Даже секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на днях заявил о том, что выборы в Украине будут "фальсифицированы". Ну а Владимир Жириновский пошел и дальше в своих фантазиях (а именно он инициировал постановление Госдумы о не признании выборов), в одном из эфиров он заявил следующее: "Что нам нужно делать? Мы должны создать ближе к Луганской и Донецкой областям, но на российской территории, автономное украинское правительство. Ну, как американцы, которые объявили Гуайдо президентом Венесуелы. Правительство во главе с тем же Азаровым, плюс еще есть огромное количество бывших депутатов, и генералы. Мы полностью сформируемм правительство Украины, которое с нами заключит договора, направит своих послов заграницу. Будем будет решать с ним все вопросы, в том числе транспортировку газа через Украину".

В этом смысле, очень печально, что на текущем этапе политической истории Украины, в условиях существующих вызовов у нас есть кандидаты в президенты, готовые капитулировать перед Россией. А также кандидаты, которые ставят свои личные интересы выше государственных. Отдельные украинские политики, мотивированные стремлением власти, уже открыто демонстрируют, что не будут признавать результат выборов, в случае своего не попадания во второй тур. В понимании этих политиков единственные честные выборы – это, видимо, только те, в которых побеждают только они, и никто другой. А то, что Россия в очередной раз попытается создать/воспользоваться ситуацией дестабилизации – то такое, не с Владимиром Путиным же в самом деле бороться этим политикам, когда самая важная задача – бороться с Петром Порошенко. И это, кстати говоря, один из ложных подходов этих политиков, точно не способствующих их победе. Потому что такой подход демонстрирует не понимание этими политиками реальных вызовов и задач. Очень правильно как-то сказал Рефат Чубаров: тот, кто хочет вернуть Крым в состав Украины, должен думать и работать на усиление Украинской государственности.

В каком-то смысле Украина сейчас переживает "осевое время", и войну выиграет только тот, кто не сдастся на полпути. А мы сдастся не можем, потому что правда – на нашей стороне.

УП