Традиционно бюджет — одна из главных тем политической осени. Особенно, если эта осень предшествует предвыборному году.

Бюджетный процесс-2019 только стартовал (на днях премьер-министр презентовал проект бюджета в парламенте), но риторика ряда политических сил уже позволяет предполагать, что обсуждение будет строиться на соединении двух жанров — фильма ужасов и политической рекламы. Во время презентации основного финансового документа Владимир Гройсман много говорил о необходимости ответственности, взвешенности и конструктивности депутатов при обсуждении основного финансового документа и внесении изменений/предложений. Но, как мы все понимаем, популизма и пиар-инициатив, типа, увеличить зарплаты/пенсии в 5,10, 20 раз и т.д. не избежать. Пока же, до начала несомненно «эпической стадии обсуждения», можно еще раз обозначить стартовые позиции бюджета-2019.

Во-первых, сроки. Проект бюджета вовремя подан в Верховную Раду, и это уже становится хорошей традицией. А ведь еще несколько лет назад правительства, как правило, тянули с разработкой проекта бюджета до последнего, и принимали его под угрозой срыва бюджета или в последние предновогодние дни/ночи работы сессии ВР, или вообще в следющем году. Рекордсменом по затягиванию стал государственный бюджет на 2010 год, разработанный правительством Юлии Тимошенко — его окончательно приняли только после прихода правительства Николая Азарова 27 апреля 2010.

Во-вторых, базовые показатели. В 2019 планируется рост ВВП на уровне 3% при инфляции 7,4%. Доходы бюджета-2019 достигнут почти 1,3 трлн. грн. (что на 130 млрд больше, чем в прошлом году). Относительно ВВП, цель – рост 5-7%, инфляция планируется на уровне менее 10%.

В-третьих, новые подходы. Правительство запланировало снижение бюджетного дефицита и впервые – уменьшение долговой нагрузки на бюджет (в 2019 году госдолг должен сократиться с 60% от ВВП до 52,2, в 2020 году до 49% от ВВП). Ещё одна важная позиция, инициируемая впервые, — это сокращение расходов на органы власти. В частности, Госуправление делами — минус 397 млн грн, Кабмин — минус 156 млн грн, ВР — минус 60,6 млн грн.

В-четвертых, социальные стандарты. Минимальная зарплата с 2019 года должна вырасти до 4175 грн. в месяц, социальные расходы увеличатся до 301,8 млрд гривен (+14,8 млрд по сравнению с прошлым годом).

В-пятых, приоритеты. В проекте бюджета сохранены следующие приоритеты финансирования: безопасность и оборона, энергоэффективность, децентрализация, образование и охрана здоров'я, дороги, АПК, соцзащита, культура.

То, что правительство в очередной раз вовремя подало бюджет в парламент, – это, безусловно, плюс. Но дальнейшие сроки принятия, а главное качестве основного финансового документа, не в меньшей, если не в большей степени, зависят от Верховной Рады, а не только от Кабмина. Равно как и содержательность дискуссии в процессе обсуждения, а главное – насколько эта дискуссия будет мотивирована интересами государства и общества, а не логикой избирательной кампании.Традиционно бюджет — одна из главных тем политической осени. Особенно, если эта осень предшествует предвыборному году.

Бюджетный процесс-2019 только стартовал (на днях премьер-министр презентовал проект бюджета в парламенте), но риторика ряда политических сил уже позволяет предполагать, что обсуждение будет строиться на соединении двух жанров — фильма ужасов и политической рекламы. Во время презентации основного финансового документа Владимир Гройсман много говорил о необходимости ответственности, взвешенности и конструктивности депутатов при обсуждении основного финансового документа и внесении изменений/предложений. Но, как мы все понимаем, популизма и пиар-инициатив, типа, увеличить зарплаты/пенсии в 5,10, 20 раз и т.д. не избежать. Пока же, до начала несомненно «эпической стадии обсуждения», можно еще раз обозначить стартовые позиции бюджета-2019.

Во-первых, сроки. Проект бюджета вовремя подан в Верховную Раду, и это уже становится хорошей традицией. А ведь еще несколько лет назад правительства, как правило, тянули с разработкой проекта бюджета до последнего, и принимали его под угрозой срыва бюджета или в последние предновогодние дни/ночи работы сессии ВР, или вообще в следющем году. Рекордсменом по затягиванию стал государственный бюджет на 2010 год, разработанный правительством Юлии Тимошенко — его окончательно приняли только после прихода правительства Николая Азарова 27 апреля 2010.

Во-вторых, базовые показатели. В 2019 планируется рост ВВП на уровне 3% при инфляции 7,4%. Доходы бюджета-2019 достигнут почти 1,3 трлн. грн. (что на 130 млрд больше, чем в прошлом году). Относительно ВВП, цель – рост 5-7%, инфляция планируется на уровне менее 10%.

В-третьих, новые подходы. Правительство запланировало снижение бюджетного дефицита и впервые – уменьшение долговой нагрузки на бюджет (в 2019 году госдолг должен сократиться с 60% от ВВП до 52,2, в 2020 году до 49% от ВВП). Ещё одна важная позиция, инициируемая впервые, — это сокращение расходов на органы власти. В частности, Госуправление делами — минус 397 млн грн, Кабмин — минус 156 млн грн, ВР — минус 60,6 млн грн.

В-четвертых, социальные стандарты. Минимальная зарплата с 2019 года должна вырасти до 4175 грн. в месяц, социальные расходы увеличатся до 301,8 млрд гривен (+14,8 млрд по сравнению с прошлым годом).

В-пятых, приоритеты. В проекте бюджета сохранены следующие приоритеты финансирования: безопасность и оборона, энергоэффективность, децентрализация, образование и охрана здоров'я, дороги, АПК, соцзащита, культура.

То, что правительство в очередной раз вовремя подало бюджет в парламент, – это, безусловно, плюс. Но дальнейшие сроки принятия, а главное качестве основного финансового документа, не в меньшей, если не в большей степени, зависят от Верховной Рады, а не только от Кабмина. Равно как и содержательность дискуссии в процессе обсуждения, а главное – насколько эта дискуссия будет мотивирована интересами государства и общества, а не логикой избирательной кампании.