Итак, вопросы: что лучше, минералка или синтетика, можно ли их смешивать, что такое качество масла и когда его менять, стоит ли промывать двигатель.
Сразу отдельно хочу сказать о сертификации и стандартизации в Украине. С 1 января 2022 года нас всех ждет технологический и потребительский коллапс. И эту «бимбу» нам подложило дорогое правительство Сени Яценюка. Два маленьких примера:
1. Тот, кто сталкивался с растаможкой машин – знает, что сертификация соответствия надуманная коррупционная составляющая МВД.
2. Специалисты, занимающиеся производством, до сих пор не могут понять — какая техническая документация должна будет сопровождать их продукт на рынке с 2022 года. Потому что регуляторная политика Украины в этой области закончилась пять лет назад. По факту: никто ничего не контролирует, но взятки по привычке берут и дают.
Но вернемся к моторному маслу (моторна олива, а не мастило, як хтось каже). Поскольку именно оно является тем элементом двигателя, который сохраняет или меняет всю его судьбу.
Перед тем как начать говорить о преимуществах основы масла, я вернусь к теме 1-й части статьи: может ли двигатель работать без моторного масла.
Ответ: может, но недолго. Почему: потому что не будет режима гидродинамической смазки, будет граничный, а он конечно забавен, поскольку зависит от смазывающих свойств масла (противоизносных и противозадирных присадок, находящихся в масле) и качества изготовления деталей двигателя. А смазывающие свойства масла могут быть, если не давить на педаль и не грузить багажник, на уровне «квазибезизностности». НО! Это не бесконечно, поскольку моторное масло должно обладать еще и функцией охлаждения термонагруженных деталей.
То есть если масло переносит тепло (энергию), то с ним, согласно законов физики (термодинамики), должно что-то происходить. Правильно, — оно окисляется (чернеет – простым языком). Иии? Когда оно совсем почернеет, — тогда и смазывать будет нечему! Будет режим трения без смазочного материала, то есть – аварийный.
Конечно же масло «чернеет» не только потому, что окисляется или, говоря профессиональным языком, — стареет. Масло еще «поглащает в себя» продукты неполного сгорания топлива, то есть моет двигатель. Моюще-диспергирующие свойства масла так же важны как и антиокислительные. Смею утверждать для некоторых «знатоков»: цвет моторного масла – не является его браковочным показателем качества.
Так откуда в автопроме появилось синтетика? Из авиации! А почему? Удельная мощность автомобильных двигателей постоянно растет. Вместе с этим фактором растет и нагрузочно-температурный режим их работы. Минеральное масло (нефтяного происхождения) стало окисляться (стареть) быстрее.
В последнее время у потребителя появилось еще один вопрос, – из какой основы изготовлено моторное масло: синтетики, полусинтетики или минеральной. Этот вопрос возник, благодаря не совсем правдивой информации, подаваемой некоторыми производителями о своем продукте с целью увеличения продаж. Такой маркетинговый ход позволяет им продавать масла на минеральной основе как полусинтетические и даже как синтетические по низкой цене. Поэтому после рассмотрения качества масла предлагаю ознакомиться с четкой градацией синтетических и полусистнетических масел по происхождению согласно индексу вязкости и группе базовой основы.
Так что же такое качество моторного масла?
Моторное масло по своему составу – это базовое масло плюс присадки. Это такой сложный химико-технологический «борщ», секрет приготовления которого не публичен от слова «совсем».
Качество масла – это есть целый комплекс его эксплуатационных свойств (не путайте их с физическим параметрами!), главным из которых (на мой взгляд) является способность сохранять заявленные параметры в течении всего срока эксплуатации. А именно: вязкостные свойства при высокой и низкой температуре, противоизносные и моющие свойства. Конечно же еще есть: антифрикционные свойства, противозадирные, антиокислительные, диспергирующие, антипенные, противокоррозионные. Но они не так влияют на надежность работы двигателя, как первые три.
Безусловно, что качество масла зависит от качества основы, присадок и технологии их смешивания.
А как проверить качество моторного масла? В Украине очень сложно. Таких лабораторий нет. Надо верить производителю, его заявленным показателям по API и полученных допусков производителей техники (MB, VW, BMW, MAN, Volvo и т.д.). А вот физико-химические параметры мы проверить сможем. Но и здесь проблема. Кто (какой орган) и согласно чего (нормативного документа) будет проверять?
Базовые масла
Улучшение эксплуатационных свойств моторных масел и увеличение срока их замены достигается повышением качества базовых масел путем усложнения и ужесточения технологического процесса их производства. Базовые масла по классификации API (Американского института нефти) подразделяются на пять групп: ГРУППА 1 — содержат менее 90 % предельных углеводородов, и/или 0,03 % серы и имеют индекс вязкости больший или равный 80 и меньший, чем 120.
ГРУППА 2 — содержат не менее 90 % предельных углеводородов, и не более 0,03 % серы и имеют индекс вязкости больший или равный 80 и меньший, чем 120.
ГРУППА 3 — содержат не менее 90 % предельных углеводородов, и не более 0,03 % серы и имеют индекс вязкости больший или равный 120. ГРУППА 4 — полиальфаолефины. ГРУППА 5 — базовые масла других типов, не вошедшие в группы 1-4 (сложные спирты и эфиры). ГРУППА 6 – перспективная группа масел, о которой только начали говорить в Европе.
Чем выше группа масла – тем выше его индекс вязкости. А следовательно, ниже зависимость вязкости масла от температуры. Группа 1-4 производится из нефти (4-я – из сопутствующих продуктов), 5 группа – исключительно синтетическая. Эти масла легко прокачиваются и хорошо сохраняют свои вязкостные свойства при высоких температурах и нагрузках.
Но минеральными следует считать масла 1-3 групп. Минеральные масла имеют более высокие показатели расхода на угар – испаряемости, из-за своего нефтяного происхождения, то есть более низких антиокислительных свойств в сравнении с синтетическими.
Современная тенденция применения на фирменных сервисных станциях моторных масел с экзотической вязкостью SAE 5W-20 для японских и американских двигателей — это нормальные конструктивные требования производителей, связанные с обеспечением экономии топлива.
И вообще, классификация масла по вязкости SAE не должна ассоциироваться у вас с его высокой испаряемостью и расходом масла на угар или его основой. Например, SAE 5W-20 — слишком «жидкая минералка», SAE 20W-50 – «густой тепловозный мазут». ЭТО категорически НЕВЕРНО. И то, и другое может иметь высокий индекс вязкости – 180 и применяться в высокооборотистых форсированных двигателей в широких температурных диапазонах.
Однако не пытайтесь использовать масла не по назначению или заменить его в вашем двигателе на другое. Это приведет к необратимым последствиям для двигателя.
Так, что из этого следует: для двигателей с низкой удельной мощностью (бензиновые -менее 70 л.с/1л рабочего объема двигателя, дизельные — менее 40) с целью экономии необходимо применять исключительно недорогие минеральные масла (2 и 3-й групп). От 70 до 100 – полусинтетика для бензиновых (3-й и 4-й группы) и от 40...60 для дизельных, и, возможно, синтетика 5-й группы. Свыше 100 (бензиновые) и 60 (дизельные) исключительно синтетические масла 5-й группы.
Еще очень важно знать, — на сколько вязкость масла может сохраняться в пределах, предусмотренных производителем двигателя. А вот это уже говорит о его качестве. Ведь кинематическая вязкость масла является одним из основных браковочных показателей при определении фактического срока до замены. И не должна изменяться в пределах, установленных производителем двигателя.
Знать инженеру требования SAE к качеству моторных масел явно недостаточно. Есть еще требования международных организаций API и ACEA. А именно, во время процедуры сертификации масел на определении группы качества. Это требования к изменению вязкости в процессе лабораторных и стендовых испытаний. Например, Моторные методы: CRC L-38, Mack T-8/8A/8Е, Sequence IIIE/ IIIF/ VIB, MB OM602A, Peugeot TU3/, Volkswagen T4; Лабораторные: ASTM D6278 Shear Stability, ASTM D 5293, ASTM D 4684, ASTM D 3829, ASTM D 5133, Bosch Injector.
При эксплуатации двигателя еще особенно важна высокотемпературная вязкость при большой скорости сдвига, которая показывает поведение масла в узких узлах трения двигателя — в подшипниках коленчатого и распределительного валов, кривошипно-шатунного механизма и т.д.
Можно ли смешивать масла различного происхождения и качества?
Можно, конечно, только в непредвиденных случаях нарушения норм эксплуатации (а куда ж деваться), НО только осторожно:
1. Доливать можно только масло такого же или более высокого качества и того же класса вязкости (обязательно второй цифры по SAE). Основа при этом не имеет значения.
2. Эксплуатировать такой микс следует по возможности недолго. Литературные источники указывают на цифру – до 1 тыс.км, но именно эту цифру я не перепроверял. Думаю, не более пару сотен км.
Когда нужно менять моторное масло?
Если коротко. Автолюбителям следует придерживаться тех регламентов технического обслуживания, которые указаны производителям автомобиля (не масла!) в сервисной книжке/ manual. Как правило, эти сроки стали уже давно свыше 15 тыс.км. Но продавцы масла и услуг по его замене продолжают пугать цифрами — 8, а то и 5 тыс.км. Хочется спросить их на основании чего? Опыта? Какого, — ремонта? Ок, где статистика спрашиваю?
А вот у меня опыт и данные есть, — и они говорят, что если вы применяете масло, согласно рекомендаций производителя своего авто, то срок можно сократить только в случае неисправности двигателя. А если качество моторного масла превышает необходимые требования, то срок можно и увеличить. Я уже не буду акцентировать внимание на то, что в Европе сроки ТО (замены масла) стали 30 тыс.км и выше. И дело не в только в качестве топлива. Это называется – «удобный» маркетинг.
Стоит ли промывать двигатель при замене масла? Отвечаю для потребителей. Только в случаях: нарушения сроков замены масла, сомнений в качестве присутствующего масла в двигателе, смены одного вида масла на другой. Для профессионалов и владельцев парка техники. Тема сроков замены моторного масла и применения промывки – является причиной глубоких изысканий и индивидуальных платных консультаций. Всем спасибо за внимание. Особенно тем, кто дочитал до этой фразы.