Человек – это азартное существо. Другого не дано. И как бы резонно не рассуждали психологи и специалисты, но система игорного бизнеса – это огромная сфера для жизненной релаксации, развлечения и самоактуализации, способ снятия стресса и снижения уровня депрессии. Бесполезно запрещать и ограничивать то, что объективно связано с потребностями людей. И если государство не будет регулировать сбалансированными и честными правилами, это будет делать нелегальный рынок и силовые структуры. Совокупный оборот этого рынка довольно приличная сумма – по оценкам Минфина в районе 5 млрд гривен в год.
В парламенте до конца года намерены проголосвать за законопроект, предусматривающий легализацию игорного бизнеса (регистрационный номер новый от 18.12.2019 г.). Озвученная цель власти почти святая — пополнение бюджета, развитие туризма, транспорта, рекреации, отчисление полученных средств на социальную защиту граждан, на развитие спортивной инфраструктуры и т.д. Специалисты, в том числе участники рабочих групп, которые давали изначальные рекомендации — были оставлены за бортом процесса подготовки той версии законопроекта, которая попадет сегодня в зал для голосования. Решение о конфигурации нового рынка принимается в спешке, и, по сути, спускается сверху, для голосования в турборежиме. Текст законопроекта появился только сегодня утром, за несколько часов до голосования по нему. А рынок только вздыхает, и ждёт легализацию уже практически в любом виде. Впереди второе чтение, и правки, за которые развернется драка.
Если кратко охарактеризовать грядущую легализацию, то основанием для работы игорных заведений должны стать лицензии. При этом с технологической точки зрения – лотерейная инфраструктура претерпела минимальные изменения, в то время как другие виды игорного бизнеса ушли в интернет и, будучи вынужденные конкурировать, совершенствовали технологии и сервис для игроков. Поэтому лотереям выгодно оставить свое монопольное положение, и продолжать продавать суб-лицензии на ведение различных видов игорного бизнеса всем остальным участникам серого украинского рынка. Операторы лотерей прилагают недюжинные усилия для сохранения такого положения вещей, где они уже долгое время получают огромные доходы и перераспределяют коррупционнцю ренту между силовыми структурами. В это время полноводные денежные реки попросту проходят мимо бюджета.
Все это имеет высокое покровительство наверху. Во-первых, к этому имеет отношение ближайшее окружение бывшего Президента Порошенко, которое богато обросло лоббистскими связями в нынешнем Кабмине. Во-вторых, нынешний глава комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Гетманцев ранее работал и был акционером в одной известной компании-операторе лотерейного бизнеса.
Лотерейщиками нынче развязана грязная информационная кампания против представителей других сегментов игорного бизнеса. Ведь на кону огромные потери. Поэтому демонтаж нынешней полулегальной системы с доминированием лотерейного бизнеса невозможен без твердых и справедливых решений на законодательном уровне.
Справедливое решение должно предполагать наличие баланса и условий для честной конкуренции всех видов игорного бизнеса, это всегда пойдет в плюс бюджету.
Также необходим переходной период, который позволит участникам рынка легально работать, а государству создать систему мониторинга за рынком. Она призвана упростить администрирование деятельности в сфере азартных игр и обеспечить госорганам доступ к информации в режиме реального времени.
Отдельный вопрос – создание государственного регулятора. В Дании существует Danish Gambling Authority как подразделение Министерства юстиции; в Венгрии — отдел надзора за азартными играми в составе Национальной налоговой и таможенной администрации; в Румынии — Национальное игорное бюро; в Латвии — Инспекцией по надзору за азартными играми и лотереями. К примеру, в Австрии, Чехии, Хорватии, Польше игорный бизнес регулируется Минфином, в Финляндии и Франции — МВД. При создании регулятора в Украине следует учитывать, что он должен быть независимым, иметь набсовет с участием профильных ассоциаций и экспертов.
Не менее важный вопрос – идентификация игроков. Каждый из нас понимает, что привязка к идентификационным налоговым номерам — чистейший барьер для расширения контингента потребителей. Президент Зеленский связывал легализацию игорного бизнеса как раз с перспективами развития туризма. Что же мы получим? Как иностранцы-туристы, не обладающими, естественно, такими номерами, получат возможность пользоваться игорными услугами? Прикажите им специально выстаивать очередь в налоговых?
Ну и самый животрепещущий момент – это система налогообложения отрасли и излишня фискализация. Если это произойдет, то весь рынок снова уйдет в тень. Игроков же нужно освободить от уплаты налога на выигрыш, в противном случае все уйдет в иностранную юрисдикцию.
Дискуссии, которые начались на прошлой неделе, вовсю сотрясают парламентские стены. Из-за обилия подходов и некачественного в спешном порядке был создан компромиссный законопроект. Пока фракция торопится принять законопроект без консультации до нового года (как пообещал Президент) вопрос легализациипо сути снова зависает в воздухе. Сейчас примем как есть – а во втором чтении учтем интересы рынка. Это крайне выгодно нынешним распорядителям лотерейных услуг. Защищать рынок и игроков, по сути, не кому.
Государство обязано позаботиться не только о финансовых поступлениях от легализации игорного бизнеса, но и о внедрении системы защиты игроков, системы онлайн-мониторинга деятельности организаторов азартных игр, участии международных лабораторий в сертификации игорного оборудования и т.д. Но, видимо, не все хотят честного рынка…