Недавно ООН вышло с заявлением о том, что пандемии коронавируса население более 30 стран мира может столкнуться с самым масштабным «голод библейского масштаба» со времен Второй мировой войны. Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли призвал не вводить запреты на экспорт продовольствия с целью сохранить цепочки поставок продуктов питания.

Международные структуры, конечно же, заинтересованы в максимальном сохранении торгового баланса продовольствия. Тут также следует принимать в расчет, что экспорт продовольствия – это позитивное сальдо, приплыв валюты и рабочие места в системе производства. Отсюда, у агросектора Украины появился нынче потрясающий шанс укрепить позиции в мировой торговле, расширить рынки сбыта и глубже понять смену трендов потребления.

Кабмин в этом отношении совершенно правильно уловил тенденцию, заявив, что экспорт аграрной продукции в условиях пандемии ограничиваться не будет. Тем более, что последняя статистика весьма обнадеживающая. Экспорт продовольствия в январе-феврале 2020 года вырос на 8% и составил 3,7 млрд долларов США. А ведь вес сельскохозяйственной продукции в общем объеме украинского экспорта составил в 2019 г. 44,3% или 22,2 млрд. долларов США. Таким образом, у Украины на данный момент сформированы серьезные позиции на мировом аграрном рынке.

Очевидно, государственная политика в том числе должна быть направлена на их удержание и расширение. Однако, не все органы власти так мыслят. Внезапно заявку на серьезного «государственного решалы» в вопросах экспорта продовольствия сделал Антимонопольный комитет Украины. Речь идет о его требовании группе МХП не прибегать к наращиванию экспорта курятины на внешние рынки. По мнению АМК, такие действия могут привести к дефициту данного товара на внутреннем рынке Украины, повышению цен для конечного потребителя и риск обеспечения продовольственной безопасности.

Вам тоже кажется, что запахло едким социалистическим душком, причем не самого аргументированного характера? По поводу цен на товары, то тут следует разбираться отдельно. Ведь взвинчивание стоимости товаров произошло по воли желающих заработать на пандемии торговых сетей, а не базовых производителей. Что же касается Антимонопольного комитета, то хочется верить, что он должен заниматься своими прямыми подведомственными обязанностями – формированием и реализацией конкурентной политики, а не указывать частному бизнесу под предлогом пандемии и внезапного опасения темой продовольственной безопасности сколько и куда экспортировать продукции. Сейчас многие аграрные корпорации, в том числе и МХП, работают на полные мощность, так как фактически кормят украинцев. И если отечественные фирмы наращивают объемы экспорта без ущерба для внутреннего потребления – то это огромный плюс для бюджета и гарантированная загруженность работников в условиях увеличения безработицы. Ну и во-вторых: где логика? Ну увеличен экспорт продовольствия – значит на внутреннем рынке появится возможность для товара конкурентов.

Подобное решение АМКУ – не случайность и не имитация бурной деятельности органа власти, к которому давно уже накопилось даже не дюжина вопросов. Большинство громких замечаний антимонопольщиков разрушалось в судах. Антимонопольный комитет в свое время позорно проиграл дело фармкомпании «Санофи», громкое обвинение в картельном сговоре торговых сетей Fozzy Group, Метро, Ашан, Novus и других. Действия АМКУ признаны были неправомерными и в отношении операторов рынка нефтепродуктов WOG, ОККО, Сокар и других. Масса экономических экспертов подтверждают, что АМКУ является инструментом «экономического террора», преследуя бизнес по политическим соображениям или по заказу.

И возможно на это не стоило бы обращать внимание, ведь для простых украинцев хозяйственные войны малоинтересны, если бы не вопрос продовольственного суверенитета, актуализированного коронавирусной истерией. В таких кризисных условиях как ныне агробизнес должен от государственных структур получить «зеленый свет», а не спускать цепного пса в виде Антимонопольного комитета. Иначе выход для бизнесменов не самый приятный для государственного бюджета – сдерживать мощности, сужать занятость, а то и вообще уходить с инвестициями в другие страны. Поверьте, многие из них будут очень рады инвестициям в сельскохозяйственную сферу в нынешним условиям.