«Зеленое соглашение» ЕС – это масштабный план, суть которого состоит в пересмотре каждого действующего закона с точки зрения климатических преимуществ, а также внедрение принципов циркулярной экономики, т.е. восстановления и рационального использования ресурсов природы, использования возобновляющихся источников энергии, биоразнообразия, инноваций в сельском хозяйстве. Уже сейчас многим понятно, что «Зеленое соглашение» ЕС – это не только средство экологизации экономики, это еще и отличный стимул для экономического роста, в особенности в аграрной сфере.
Украине принципиально важно синхронизироваться с Евросоюзом в разработке и воплощении этого соглашения, что положительно повлияет на скорость роста экономики. Наша страна планирует с первых шагов идти вместе с ЕС в вопросе выполнения зеленого соглашения.
Наверное, помимо государственных структур как никогда это понимает украинский бизнес. В особенности, в вопросе использования альтернативных энергетических ресурсов, технологий энергосбережения. Совершенно очевидно, что качественная, безопасная и экологически чистая аграрная продукция на рынке будет более конкурентной, а структуры, которые превратятся в локомотивы зеленой модернизации – более успешными и прибыльными, чем другие участники рынка.
Есть структуры, которые подходят к этому тактически, пытаясь достигнуть некого PR-преимущества на рынке, ну а есть фирмы, которые стараются концептуально внедрить «зеленые технологии», так как за этим не просто будущее, но и сохранение экологического баланса на планете. Опять-таки, последний фактор является важным условием для потребительского спроса и качества жизни.
К примеру, химическая промышленность Украины, где вырабатывается стратегическая продукция – аммиак и минеральные удобрения, являясь сильно монополизированной и слабоконкурентной, оказывается совершенно невнимательными к зеленым технологиям. Производство строительных материалов в Украине почти полностью контролируется международными холдингами и иностранными кампаниями. Низкий уровень конкуренции, как правило, минимизирует продвижение «зеленого бизнеса». Другая ситуация среди агрохолдингов, которые конкурируют за потребителя и заграничные рынки. Крупнейший игрок – «Мироновский хлебопродукт» активно внедряет принципы «зеленой энергетики», построив, к примеру, биогазовую станцию большой мощности, которая работает на куринном помете и отходах комплекса из переработки цыплят-бройлеров.
Таким образом, эффект от реализации «зеленого соглашения» не только на уровне улучшения природопользования и экологии окружающей среды, но и в задействовании рыночных и востребованных временем механизмов обеспечения экономического роста.