Последняя сессия харьковского горсовета под председательством Кернеса состоялась ещё 19 августа. Позже следующая была перенесена на 30 сентября, а 30 сентября – вновь перенесена, на этот раз с пометкой «бессрочно». При этом новый созыв городского совета пока что так и не вступил в свои права: через суд были аннулированы результаты выборов, что позволило отсрочить время созыва первого заседания обновлённого горсовета. Основной целью этих пертурбаций являлось затягивание времени до возвращения Кернеса в Харьков.
Тем не менее, пока что он всё ещё лечится в Германии, а «тянуть» дальше уже становится попросту неприличным. В конце концов, даже в законе о местном самоуправлении сказано, что депутаты обязаны собираться не реже, чем раз в квартал. В результате, 2 декабря, спустя ровно 100 дней с тех пор, как мэра «первой столицы» видели на публике в последний раз, состоялась наконец очередная сессия городского органа власти.
Что рассматривали, к чему пришли, что будет дальше и вообще законно ли это – разбирались в материале Klymenko Time.
Бюджетные вопросы и корректировка регламента: чем занимались на первой за 3,5 месяца сессии харьковского городского совета
Хотелось бы отметить интересный факт: перед началом пленарного заседания на площади Конституции в Харькове (500 метров от здания горсовета) началасьвыставка спецтехники, закупленной городом за собственные деньги и кредиты ЕБРР. Десятки единиц общественного транспорта, снегоуборочных и аварийно-ремонтных машин, etc – всё это великолепие харьковчане могли наблюдать с самого утра 2 декабря на одной из центральных площадей города. Такое «совпадение» по времени проведения выставки с первой за много месяцев сессией горсовета видится неслучайным: власть как бы показывает, что «работа кипит» и её материальные результаты – налицо.
Однако вернёмся к городскому совету. Состоявшееся пленарное заседание стало 38-м по счёту за всё время каденции. Председательствовал на нём секретарь горсовета Александр Новак. Традиционно прослушав гимн Украины, депутаты тут же перешли к повестке дня. Всего в неё входило 25 вопросов, однако самыми важными, безусловно, из них были только два. Это внесение изменений в регламент, а также утверждение проекта бюджета на 2021 год. Фактически, именно из-за этого депутаты и собрались впервые за 3,5 месяца на новую сессию – кстати, Новак заявил, что она же и станет последней, а в конце поблагодарил всех за 5-летнюю работу. Таким образом, рассмотрев главные вопросы, власть в городе дала понять, что в дальнейшем препятствовать новому созыву она не будет и процесс послевыборного «трансфера» наконец завершится.
Для этого теперь есть основания: если раньше передача власти искусственно затягивалась – ведь, согласно статье 11 Регламента, сессию обновлённого органа власти обязан открывать избранный городской голова (которого в городе попросту нет и состояние его здоровья сегодня объективно не позволяет ему исполнять эти обязанности), то теперь документ был изменён. В частности, на своём последнем заседании депутаты 7 созыва горсовета решили, что «городской совет может принять решение о проведении закрытого пленарного заседания или закрытое рассмотрение отдельных вопросов повестки дня». Также принято вызвавшее неоднозначную реакцию постановление о создании новой должности – некоего «председательствующего», который будет вести сессии при отсутствии Кернеса. Полный текст внесённого в статью 11 Регламента изменения выглядит следующим образом.
«…в случае, если на время проведения первой сессии городской голова избран, однако он по уважительным причинам не участвует в первом пленарном заседании первой сессии, городской совет путём принятия большинством от присутствующих депутатов на пленарном заседании сессии городского совета процедурного решения избирает из числа депутатов председателя, который председательствует на пленарных заседаниях городского совета до избрания секретаря городского совета. Со времени избрания секретаря городского совета он председательствует на пленарных заседаниях городского совета…»
В переводе с юридического языка на человеческий, депутаты харьковского горсовета разрешили себе в обход действующего законодательства проводить сессии без Кернеса. За это решение проголосовали 53 депутата.
Вторым важнейшим вопросом сегодняшнего пленарного заседания было рассмотрение бюджета города. Согласно документу, ориентировочные доходы «первой столицы» должны в новом году составить 15,6 млрд грн. При этом первый заместитель Кернеса Игорь Терехов в своём выступлении сказал, что бюджет «не идеален», однако принять его всё же необходимо.
А вот оппозиция заявляла, что проект бюджета недоработан, в нём урезаны важные расходы, в том числе социального плана (на медицину), однако почему-то возросли расходы на поддержку бизнеса или на сомнительные с точки зрения бытовой пользы для горожан инфраструктурных проектов (в частности, на активно реконструируемый в прошлом году Саржин Яр). Также недовольство оппозиционеров вызвали расходы на имиджевые проекты местной власти – к примеру, строительство нового городского рынка или зоопарка.
Тем не менее, бюджет на 2021 год всё же был принят. За это решение проголосовали 55 членов депутатского корпуса. Представители власти оппонировали несогласным, заявляя, что на медицину, в частности на борьбу с пандемией, всё же были выделены дополнительные ассигнации и в целом её финансирование возрастёт почти на 20%.
А что по закону?
Фактически, сегодняшнее заседание харьковского горсовета сложно назвать на 100% законным. Во-первых, как правильно заявил экс-нардеп от ОПЗЖ Андрей Лесик, полномочия депутатов 7 созыва давно истекли. Даже в их удостоверениях написано, что каденция завершается в ноябре 2020 года. Тем не менее, это не помешало местной власти сперва несколько раз перенести сессию, а потом и вовсе провести её в декабре, рассмотрев и приняв при этом важнейший вопрос бюджета, а также внеся структурные изменения в регламент.
По сути, этим голосованием городской совет «первой столицы» легализировал осуществление властных полномочий при отсутствии законно избранного городского головы. В одном из материалов мы уже разбирались, что нужно делать по закону в таких случаях (спойлер – назначать перевыборы в соответствии со статьёй 79 закона о местном самоуправлении). Тем не менее, харьковские властьимущие ввели сомнительную с точки зрения соответствия регламенту должность «председателя», который фактически должен будет (временно?) заменить Кернеса, а впоследствии изменили и сам регламент.
В теории, это должно было бы вызвать возмущение и неприятие в Киеве, доходящее вплоть до пристального внимания правоохранителей. Однако в Офисе Президента – тишина. Никто никак не прокомментировал харьковские события.
Вероятнее всего, это свидетельствует о наличии неких кулуарных договорённостей между харьковской элитой и представителями центральной власти, о которых в большинстве своём не догадываются простые харьковчане, выбравшие на выборах мэра Кернеса, а по итогу получившие абстрактного и неоднозначного с точки зрения закона «председателя» города.
Автор — Никита Трачук, политолог центра ИНПОЛИТ, для Klymenko Time