17 декабря Верховная Рада, несмотря на протесты «соросят» и радикалов, минимальным количеством голосов (226 «за») назначила Сергея Шкарлета на должность министра образования Украины. До этого он в течение полугода был и.о. 27 декабря чиновник дал большое интервью, в котором рассказал о своём видении образовательной отрасли и планах по её преобразованию.
Ранее мы уже подробно писали о том, кто такой Шкарлет и почему его так не любят «патриоты». Однако вполне возможно, что после этого разговора с журналистами он вызовет критическое отношение даже со стороны более умеренной части общества.
Что же такого рассказал Шкарлет? Разбирались в материале KlymenkoTime.
Планы на будущее, поддержка НУШ, «дистанционка»
Новый министр образования занял свою должность в сложное время. Из-за порою непродуманных и не в меру активных реформ, образовательная отрасль переживает кризис. Он значительным образом усиливается пандемией, вследствие которой многие дети обязаны периодически переходить на «дистанционку», убивающую саму суть школы – социализацию ребёнка. Нельзя не отметить и значительное влияние западных партнёров на наше образование через сеть лоббистских грантовых организаций. А если учесть, что образовательная сфера – важнейшая для страны, ведь именно в её рамках создаётся будущее Украины, то министр образования и вовсе становится едва ли не ключевой по важности должностью в правительстве. Здесь нужен волевой, мудрый и решительный человек. Является ли таким человеком Сергей Шкарлет? Судя по интервью, далеко не факт.
Разговор с журналистами начался с вопроса о критике Шкарлета со стороны националистов и грантополучателей. Чиновник заявил, что все эти пертурбации его совершенно не интересуют. Он убеждён, что подобные действия – не более чем «политические манёвры». Ничего делать с этим новый министр не собирается, «игры в политику»его не занимают.
Положительным образом Шкарлет высказывается о концепции НУШ – «нової української школи». Это комплексный план реформирования школьного образования, принятый в 2017 году при активном участииевропейских структур. По мнению министра, сама идея якобы зародилась ещё в конце девяностых-начале нулевых, а сегодня НУШ поддерживает подавляющее большинство преподавателей и родителей. Однако на самом деле это далеко не так. Критикуюткак материальный вопрос обеспечения программы (из-за мультимедийной и инклюзивной направленности необходимо значительное количество техники), так и содержательный аспект новой парадигмы обучения (детям должны давать «компетенции и навыки» вместо «знаний и понятий», а также рассказывать о демократии, равенстве и правах человека).
Позитивно глава МОН оценил и проект «Всеукраинской школы онлайн». Несмотря на его системную критику, начиная от регулярных ошибок учителей и заканчивая демонстрацией надевания кастрюли на голову во время урока о Майдане-2014, Шкарлет расценивает это как «перегибы на местах». Мол, мы делали это впервые и, само собой, были ошибки, ведь «учителя тоже люди». Справедливости ради, доля правды в этом есть: никогда ранее украинские педагоги ещё не вели уроки на камеру для детей всей страны, сидящих по домам. Также министр отметил, что «дистанционка» никогда не заменит полного образования, но при этом заявил, что ВШО продолжит работу из-за карантинных ограничений зимой-весной 2021 года.
Говоря о будущих планах, Шкарлет назвал целый ряд приоритетов в своей работе. Новый министр планирует развивать инклюзивность в образовании, создать типовую программу для средней школы, ввести новые рекомендации «расчасовок» по всем предметам, модернизировать сферу ПТУ, пролоббировать закон об образовании для взрослых, реформировать концепцию дошкольного образования, внешкольного образования, разработать новые стратегии для высшего образования, привлечь множество иностранных студентов и многое другое.
Все эти планы звучат отлично, однако не совсем понятно, как именно Шкарлетнамерен реализовывать их на практике. Начиная с того, что на многие идеи в бюджете банально нет денег, заканчивая тем, что на некоторые планы могут уйти десятилетия работы. В Украине же министры образования меняются, как перчатки: только за последний год на этом посту сменилось три руководителя. Шкарлет – четвёртый.Нетрудно предположить, что большинство проектов так и не будут реализованы, а всё это – лишь красивые слова и пиар.
Высшее образование, цифровизация, толерантность и гендерные вопросы
Рассуждая о высшем образовании, чиновник заявил, что этот вопрос является «болезненным». Он ответил на обвинения в планах отмены ВНО, сказав, что намерен его «реформировать», но ни в коем случае не отменить. Также министр считает, что в Украине сегодня существует переизбыток определённых профессий(юристы, экономисты, etc), а параллельно растёт недобор на реально необходимые специальности (рабоче-технические, инженерные, физико-математические, etc). По его словам, необходимо менять структуру госзаказа: сокращать нерентабельные программы и повышать действительно востребованные. Комментируя вопрос стипендий, Шкарлет не сказал ничего конкретного, ограничившись лишь фразой «студенты будут довольны». Стоит ли расценивать это как обещание поднять стипендии либо расширить круг их получателей, сокращённый на 50-80% за последние годы – вопрос открытый.
Комментируя «цифровизацию образования», Шкарлет похвастался тем, что уже в скором времени везде будут введены электронные журналы, электронные дневники и онлайн-уроки. Однако министру следовало бы знать, что подобное и так действует в значительной части украинских школ. Говоря о сокращении «бюрократизма» и «коррупции», чиновник забывает, что сегодня учителя вынуждены всё так же заполнять журналы и проверять тетради – но работы становится в два раза больше: необходимо писать в обычном журнале, а потом делать то же самое в электронном. Какой в этом смысл, почему учитель должен перерабатывать за те же деньги и причём здесь вообще коррупция? Ещё один открытый вопрос.
Отдельным образом обсуждалась «европеизация» и «демократизация» украинского образования. Шкарлет заявил, что Украина уже присоединилась к «партнёрству Биарриц» (международная инициатива «равных прав и возможностей» в т.ч. и в образовании, на деле являющаяся способом продвижения ценностей демократии, «равенства», ЛГБТ и т.п.). Это означает, что процесс переписывания учебников по западным лекалам у нас уже запущен. Тем не менее, Шкарлет обещает, что «писать про ЛГБТ в учебниках не будут», что является неправдой – такие учебники уже существуют в нашей стране. Да, прямо сейчас в учебных пособиях для детей ещё массово не пишут прямо и чётко про гомосексуализм, феминизм, межрасовые отношения или выбор пола. Но нужно смотреть правде в глаза: при сохранении текущего курса это лишь дело времени.
Министр прямо говорит о «коррекции дискриминационных материалов» в учебной программе. Шкарлетнеудовлетворён «стереотипным изображением половых ролей». Он заявил, что он «терпимый, толерантный человек» и недоволен той демонстрацией «гендерных позиций», которые существуют в образовательных программах сегодня.
«Мама мыла раму» – может ведь и папа её мыть… Речь идет о стереотипных ролях мужчины и женщины в обществе и семье. Мол, за женщиной – дом, кухня, церковь. Так не будет. Равные возможности для мужчин и женщин, мальчиков и девочек…«
Однако не совсем понятно, что с этим не так и чем плохи традиционные модели семейных отношений и половых ролей мужчин и женщин. Равные возможности были и есть. Никто не запрещает женщине идти на работу, а мужчина вполне может прибраться дома и приготовить ужин. Но это – вопрос уважения друг к другу в паре. Обязательно ли нужно для этого переписывать учебники, внедряя туда придуманные полвека назад в „левацких“ западных университетах т.н. 'genderstudies' – очередной риторический вопрос.
Резюмируя, можно сделать вывод, что, пожалуй, главной причиной критики Шкарлета со стороны националистов и грантовых активистов является его непринадлежность к этому пулу. Он не учился на Западе, не получал гранты, не стоял на Майдане – он, выражаясь простым языком, просто „не из той тусовки“, не более и ни менее. Если же судить по его словам и озвученным планам, то в украинском образовании сохранятся плюс-минус все те же тенденции, что и раньше. Чем в таком случае Шкарлет отличается от Мандзий, Новосад или Гриневич – ещё один, уже который по счёту в этом тексте, риторический вопрос.
Автор — Никита Трачук, политолог центра ИНПОЛИТ, для Klymenko Time