21 июля в Украине прошли внеочередные парламентские выборы, инициированные президентом Владимиром Зеленским 20 мая во время инаугурационной речи. Об их итогах все уже знают: в Верховную Раду прошли 5 партий, а главной сенсаций стал результат пропрезидентского политического проекта «Слуга народа»: эта политсила провела более 250 человек и получила возможность сформировать однопартийное парламентское большинство впервые в новейшей украинской истории. Попробуем кратко проанализировать ключевые тренды этих выборов, а также составить прогноз на дальнейшее будущее нового парламента и президента Зеленского.
Электоральная революция, «сильная рука» и исторический шанс: 5 ключевых выводов по итогам парламентских выборов
1. Первое, что хотелось бы отметить – в Украине произошла очередная (на этот раз, слава Богу, бескровная) революция. Эта революция – электоральная. Налицо полнейший кризис старого политикума. Новый парламент обновлён на три четверти, из чего можно сделать вывод, что ротация элит произошла в целом весьма успешно – вопрос лишь в качестве новой элиты. Тем не менее, сегодня практически всем старым политикам (многие из которых были экономистами, финансистами, госуправленцами, etc) предпочли блогеров, свадебных фотографов, рок-музыкантов – в общем, кого угодно, лишь бы только не «старые лица». Из этого проистекает второй пункт.
2. Запрос на «новые лица». Сегодня «новые лица» стали главным политическим желанием общества. Абсолютно неизвестные никому, без всякого политического и управленческого опыта кандидаты, идущие от «Слуги народа», сходу получали до 20-30% электоральной поддержки. Данный тренд является одним из ключевых на прошедших выборах, однако с высокой долей вероятности можно спрогнозировать, что уже к концу этого политического цикла словосочетание «новое лицо» будет иметь такие же нарицательные и негативные коннотации, как сегодня слова «активист» или «волонтёр».
3. Зеленский получил огромную власть, которую до него не имел (во всяком случае, формально) ни один президент Украины. Однако главе государства не следует обольщаться, ведь головокружение от успеха на выборах вскоре может смениться головокружительным падением вниз по лестнице рейтингов. Сегодня на президента возложена тотальная ответственность за всё происходящее в стране. И в конечном итоге отвечать придётся тоже ему.
Вместе с тем, столь аномально высокие результаты «Слуги народа» свидетельствуют о том, что пока украинцы доверяют Зеленскому настолько, что готовы сами вручить ему полную власть над государством. В украинском обществе созрел чёткий запрос на наведение порядка в стране – кстати, именно этим объясняется высокая популярность публичных выволочек, которые устраивал Зеленский чиновникам. Именно для наведения порядка «сильной руке» Зеленского и была делегирована такая поддержка – в виде голосования за «Слугу народа».
4. На наших глазах творится история: первый президент с такой поддержкой, первая партия, без проблем самолично создающая парламентское (а если взять во фракцию самовыдвиженцев – то и конституционное) большинство – и, как следствие, исторический шанс. Шанс на любые, даже самые смелые инициативы по реформированию украинского государства. Сегодня Украина имеет возможности, которых не имела никогда. Если этим шансом не воспользоваться, то глубина разочарования будет обратно пропорциональна той высочайшей поддержке, дарованной населением на выборах.
По сути, перед «зелёными» сегодня стоит дилемма: прорыв либо провал. Прорыв позволит Украине в перспективе возродиться и стать, наконец, успешным государством. Провал президента Зеленского и «Слуги народа» рискует стать окончательным провалом украинской государственности – люди попросту потеряют последнюю веру в проект «Украина».
5. Украина входит в финальную стадию демонтажа устоявшейся формы государственности – это процесс, наблюдаемый в динамике. С 1991 года и по сей день Украина являет собой УССР 2.0, одетую в вышитую рубашку и разукрашенную жёлто-синей краской. Украинская национальная идея – «мояхатаскрайность», украинский национальный консенсус является консенсусом коррупционным, украинское государство работает неэффективно в самой своей основе. Это можно и нужно менять.
Приход во власть после 2014 года активистов, журналистов и комбатов ускорил демонтаж имеющейся государственной модели. В 2019 году им на смену идут «новые лица» из числа блогеров, музыкантов, фотографов, массовиков-затейников, медиаэкспертов и попросту всех подряд. Одного желания изменить страну мало – для этого нужна компетенция, которой подавляющее большинство будущих депутатов, министров и управленцев от «Слуги народа» попросту не обладает. Для того чтобы построить новое, модерное и крепкое здание, нужно до фундамента разобрать старый и прогнивший сарай, а не пытаться красить его и делать к нему пристройки.Эта метафора не нова, но она очень точно передаёт суть необходимых действий.
Успех или забвение: чего ожидать от IX созыва Верховной Рады
Что такое «политическая партия»? Классическое политологическое определение говорит нам, что это определённая группа людей, объединённая той или иной идеологией, создающая иерархическую структуру, конечной целью деятельности которой является овладение политической властью. В принципе, суть осталась верной, однако форма этого утверждения давно устарела. Сегодня партия – это бренд, сродни Maserati или Louis Vuitton. Любой бренд стремится к узнаваемости, что позволяет поднять уровень его капитализации, конвертировав это в конкретную прибыль.
Именно этим и объясняется такая популярность «именных» партийных проектов. Будь-то Владимир Литвин, Олег Ляшко, Пётр Порошенко, Юлия Тимошенко или Анатолий Шарий – все эти люди являются или являлись ранее известными, узнаваемыми и популярными. Они создают партийный бренд (точно так же, только более креативно, поступил Владимир Зеленский с сериалом «Слуга народа» и одноимённой партией, а его отзеркалил Святослав Вакарчук с партией «Голос), который начинают раскручивать с целью капитализации и получения прибыли в виде попадания в парламент. Из этого всего проистекает ещё один ключевой тренд прошедших выборов: между собой соревновались не партии, а бренды.
Очевидно, что главной партией страны сегодня является „Слуга народа“. Она получила небывалые для Украины 44% поддержки, завела более 250 человек в Верховную Раду и, вероятнее всего, сформирует однопартийное большинство. Данный политический проект является, по сути, первой украинской „партией центра“. Во всяком случае, пока что это легко подтверждается картой электоральных предпочтений.
Голубым цветом показаны области, где победила партия „Оппозиционная платформа – За жизнь“ Медведчука-Бойко. Это подконтрольная часть Донбасса. Оранжевый цвет – Львовская область – победа партии Святослава Вакарчука „Голос“. Вся остальная часть Украины выбрала „Слугу народа“. Характерно, что даже в Харькове и области – традиционно „бело-синем“ регионе – 12 из 14 округов взяла „Слуга народа“.
Однако долго ли продержится, по сути, виртуальная партия, чьей основой является лишь общественный запрос на „новые лица“ и личный рейтинг президента Зеленского? Не повторит ли она путь БПП и „Народного Фронта“, только ещё более стремительно? Не расколется ли на ряд конфликтующих между собой внутрифракционных групп? Не развалится ли вместе с неизбежным падением рейтинга Зеленского? Ни на один из этих вопросов сегодня нельзя с уверенностью ответить „нет“.
Вероятнее всего, всё вышеперечисленное ожидает „Слугу народа“ в ближайшие несколько лет. Это не значит, что они станут заниматься тем, чем занимался их предшественник Пётр Порошенко со своей командой – войной, постоянным личным обогащением и налаживанием коррупционной вертикали. От президента Зеленского стоит ожидать громких инициатив, реформ и даже посадок, а его партийный проект его в этом, безусловно, поддержит.
Однако для экономического прорыва сегодня нет никаких предпосылок, ведь новая власть демонстрирует полную готовность продолжать линию Порошенко-Яценюка-Гройсмана по сотрудничеству с МВФ и другими международными финансовыми институциями, ни одна из которых не заинтересована в сильной и успешной процветающей Украине. А без экономики у „Слуги народа“ останется только политика, то есть, именно то, чем и занимался предыдущий VIII созыв в угоду всему остальному.
Безусловно, посадки ближайшего окружения Порошенко – как и самого экс-президента – воспримутся положительно большей частью населения Украины. Безусловно, Зеленский и его команда не станут сидеть без дела и парламент будет принимать немалое количество законов, некоторые из которых и вправду могут быть полезными и нужными для страны. Однако продолжение вялотекущего, с периодическими обострениями конфликта в Донбассе станет гирей на шее „Слуги народа“ и лично президента Зеленского, которое потянет их к электоральному дну. Такой же гирей станет продолжение обнищания украинцев, высокие тарифы, маленькие пенсии и, как следствие, эмиграция молодых и трудоспособных инициативных граждан из страны.
Проблема Украины заключается не только в старой элите, которая, разумеется, должна однажды уйти – и этот процесс уже начат. Ещё одна ключевая проблема – в самом курсе, которым движется государство, и в самом государстве, базовых принципах его функционирования. Без понимания этих основ все изменения в стране останутся косметическими либо же будут идти слишком медленно.
Резюмируя всё вышесказанное: удастся ли новому парламенту кардинально улучшить жизнь украинцев, решить базовые вопросы войны и мира, роста экономики, борьбы с коррупцией? К сожалению, прогноз пока что не очень оптимистичен.
Автор – Никита Трачук, политолог