Зимой 2016 года в украинском политическом истеблишменте разразился очередной кризис. 16 февраля 2016 года Верховная рада Украины, заслушав отчёт тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка о деятельности Кабмина в 2015 году, приняла постановление о признании неудовлетворительной работы правительства 247 голосами. За несколько часов до этого президент Пётр Порошенко призвал Яценюка уйти в отставку. Однако за отставку правительства проголосовало лишь 194 народных депутата при минимально необходимых 226, вследствие чего снять Яценюка с поста не удалось.

© REUTERS / Gleb Garanich

10 апреля 2016 года Арсений Яценюк заявил, что самолично по собственному желанию складывает с себя премьерские полномочия. 14 апреля Верховная рада Украины одним постановлением приняла отставку премьер-министра Арсения Яценюка и назначила вместо него Владимира Гройсмана, который ранее занимал должность председателя парламента. В тот же день был утверждён новый состав правительства.

Назначение Гройсмана сняло парламентскую напряжённость и позволило ликвидировать наметившийся политический кризис. Также при Гройсмане широко развернулась реформа децентрализации, начался пусть и скромный, но рост ВВП, а общая ситуация в экономике относительно стабилизировалась. Подавляющее большинство экспертов оценивают работу Гройсмана нейтрально или даже сдержанно позитивно, что само по себе нонсенс, ведь почти все кадры эпохи Порошенко вызывают в экспертном сообществе стойкую антипатию. Парадоксально, но даже простые украинцы, которые, как правило, очень негативно относятся к собственной власти, оценивают Гройсмана весьма сдержанно и не высказывают к нему явной антипатии – впрочем, как и симпатии.

Фото: Дмитрий Ларин, УП

Глупо отрицать, что экономическая ситуация при Гройсмане была стабилизирована. Говоря по-простому, основная оценка деятельности Гройсмана как среди экспертов, так и среди обычных украинец – «нормальный премьер». Однако проблема заключается в том, что Украине нужен не просто «нормальный» премьер, но прорывной, тот, который смог бы вывести экономику на новый уровень, обеспечив стабильно высокие темпы развития страны. 29 августа 2019 года правительство Гройсмана официально сложит свои полномочия. Вскоре будет назначен новый премьер и сформирован новый Кабмин.

Так кем же был Владимир Гройсман: опытным, но недооценённым реформатором, или талантливым умельцем напустить пыль в глаза, сымитировав бурную деятельность?

Децентрализация, инфраструктура и политическая карьера: чем занимался Гройсман на посту премьер-министра Украины

Гройсман стал премьер-министром Украины 14 апреля 2016 года. На этой должности он проработал больше 3 лет, что является своего рода рекордом: для украинского премьера это более чем солидный срок. Во время своей первой речи в качестве премьер-министра Владимир Борисович эмоционально пообещал «показать, как управлять государством». Однако показал ли он это в действительности – большой вопрос.

Вопрос эффективности правительства и Кабмина всегда эмоционален, а не рационален. Дело в том, что политические игроки и возглавляемые ими политсилы приходят к власти с хорошими программами и правильными лозунгами, однако реализация, как правило, серьёзно страдает. Это доказывает электоральная активность украинцев: ни разу граждане Украины не проголосовали за действующего президента и правящую партию дважды. Исключение – Леонид Кучма – лишь подтверждает общее правило.

Каким же образом можно реально оценить эффективность работы правительства и можно ли считать правительство Гройсмана успешным? Наверное, всё познаётся в сравнении. Нельзя отрицать, что при Гройсмане Украина начала демонстрировать стабильный экономический рост в 2-3%. Проблема заключается в том, что этот рост пребывает в рамках статистической погрешности, особенно если сравнивать с падением 2014-2015 годов. Однако мировой показатель ВВП растёт быстрее украинских цифр, и несмотря на наш рост, мы всё равно отстаём от общемировой экономики.

Международные инвесторы не раз называли причины, по которым невыгодно вкладывать деньги в Украину. Это коррупция в высших эшелонах власти, монополизация важнейших отраслевых рынков, пластичное законодательство и зависимые от политической конъюнктуры суды. Ни одну из этих проблем правительство Гройсмана решить не смогло.

Владимир Гройсман и Пётр Порошенко

Эффективность экономической деятельности правительства оценивается, как правило, по трём основным показателям. Это уровень ВВП, уровень инфляции и создание рабочих мест (либо уровень безработицы). Провал хотя бы по одной из данных цифр в любой развитой стране всегда приводит к отставке правительства – однако не в Украине. Да, при Гройсмане начался рост ВВП – однако его было недостаточно для выхода из кризиса. Да, приостановился уровень инфляции – однако это делалось, как правило, за счёт кредитов от МВФ. Да, упал уровень безработицы – но, прежде всего, за счёт миллионов украинцев, которые уехали на заработки в европейские страны.

Политолог, координатор общественного движения ЧЕСНО в Харьковской области Руслан Зерницкий считает, что Гройсман до конца не справился со своими обязанностями и не использовал все возможные инструменты для управления страной.

«Пожалуй, главным критерием оценки деятельности Кабмина можно назвать выполнение годовых планов приоритетных действий правительства, которые готовят и утверждают его же представители. За время на должности Гройсмана эти планы выполнялись максимум на 55%, что сложно назвать успехом. Проваливал Кабмин и выполнение Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Судя по их же отчётам, в 2018 году было выполнено лишь 52% из запланированных на этот год заданий. Если подобные темпы будут сохраняться и в будущем, то это оттянет перспективу вступления Украины в ЕС на большой срок» Руслан Зерницкий
политолог, координатор общественного движения ЧЕСНО в Харьковской области

Также, по мнению Зерницкого, Гройсман использовал бюджетные деньги для саморекламы как политического деятеля в преддверие парламентских выборов.

«С лета 2018 года Кабмин начал активно использовать бюджетные деньги, то есть деньги с наших налогов, для рекламы „Правительства Гройсмана“. Рекламу маркировали как „социальную“, хотя представители Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания классифицировали её как политическую. Только за 2019 год из бюджета на создание позитивного имиджа прьемьера было потрачено почти 36 миллионов гривен. Использовать бюджетные деньги для саморекламы перед выборами — это фарс!».

По мнению эксперта, в последний год своей каденции Гройсман вплотную занялся политической деятельностью вместо премьерской. Львиную долю его усилий составляло желание дистанцироваться от «токсичного» президента Порошенко. Всё это делалось за счёт налогов граждан Украины. По итогу Гройсман получил на выборах 2,4%, «влив» в свою предвыборную кампанию десятки миллионов гривен бюджетных денег.

Тем не менее, несмотря на провал на парламентских выборах, политическое будущее у Гройсмана есть, уверен политолог Константин Бондаренко.

«Владимира Гройсмана я считаю талантливым администратором и менеджером, беда которого состоит в одном: ему пришлось быть премьер-министром несамостоятельного государства. При этом он львиную долю энергии потратил на то, чтобы стать самостоятельным игроком в несамостоятельном государстве — самостоятельным от Порошенко, от олигархов и даже от общественного мнения. Гройсман, без сомнения, человек довольно прогрессивных взглядов, не сторонник революционных подходов, рыночник, сторонник компромиссов, с внутренним стержнем, с хорошо развитой интуицией (которая порой замкнёт недостаток образования), деятельный и энергичный. Но при этом ему приходилось заниматься хозяйствованием под двойным прессом — с одной стороны, МВФ с требованиями сокращать льготы и повышать тарифы, с другой стороны — Администрация Президента с требованиями обеспечить иллюзию социального благополучия перед президентскими выборами. Гройсману удалось пройти между капелек и даже не набрать такого количества негатива, как его предшественник. Думаю, в будущем Гройсман ещё скажет своё слово в политике» Константин Бондаренко
политолог

В заслугу Гройсману нередко ставят реформу децентрализации. Децентрализация – «идея фикс» для Владимира Борисовича, которую он продвигал ещё в бытность свою мэром Винницы. По оценкам экспертов, во многом именно Гройсману Украина обязана реформой децентрализации, которая позволила в 2-4 раза увеличить наполняемость местных бюджетов. Впрочем, пока что эта реформа далека от завершения, считает политолог Андрей Золотарёв.

По его мнению, говорить о каком-либо внятном результате работы Гройсмана не приходится.

«Хороший мэр оказался посредственным премьером. Если искать позитив, то Гройсман пришёл к пониманию, что нам нужно зарабатывать деньги, а не одалживать. Ему удалось удержать ситуацию в рамках, но говорить о каком-то развитии и эффективных реформах не приходится. Нет даже стратегии выхода из кризиса. Нужно отдать должное в децентрализации — он понимал эти процессы лучше, чем Порошенко. В отличие от Яценюка, Гройсман оставлял о себе позитивное впечатление, он понимал проблемы местных громад, он мог слушать и коммуницировать. Во многом реформа децентрализации — заслуга Гройсмана. Однако эта реформа далека от завершения. Политическое будущее у Гройсмана есть» Андрей Золотарёв
политолог

С ним солидарен и аналитик организации «Обсерватория демократии», кандидат политических наук Антон Авксентьев. Эксперт высоко оценивает заслуги Гройсмана в реформе децентрализации, отзываясь, впрочем, об остальной его деятельности достаточно сдержанно. Он также считает, что Владимир Борисович имеет перспективы политического будущего в Украине.

«Ключевым достижением Гройсмана я бы назвал реформу децентрализации, благодаря которой местные бюджеты выросли приблизительно в 4 раза. Вместе с тем, реформы правительства Гройсмана в пенсионной, образовательной, медицинской сферах, скорее, можно отнести к неудачам, чем к достижениям… На мой взгляд, Владимир Гройсман остаётся достаточно перспективным политиком, и результат персонального партийного проекта («Украинской стратегии») на парламентских выборах-2019, дающий право на госфинансирование, делает Гройсмана привлекательным для спонсоров и искателей франшиз на местных выборах. Характерно, что в июльском опросе социологической службы «Рейтинг» 6% респондентов заявили, что полностью довольны деятельностью Премьер-министра, а еще 22%(!) – «скорее, довольны» (для сравнения у Верховной Рады эти параметры – 2% и 5% соответственно), поэтому вполне можно предположить, что Гройсман найдет себя и в «постпорошенковской» политической эпохе" Антон Авксентьев
аналитик организации "Обсерватория демократии", кандидат политических наук

Ещё одним достижением эпохи Гройсмана называют масштабный ремонт дорог. По словам самого премьер-министра Украины, отремонтировано более 1 тысячи километров дорог государственного значения и порядка 3 тысяч километров на местном уровне. Впрочем, на практике этот ремонт нередко являлся некачественным, а компании-подрядчики, выигрывающие тендеры на ремонт дорог, нередко обвинялись в коррупции и "схемах".

По индексу мировой конкурентоспособности государств Украина на момент 2019 года пребывает на 83 месте из 140. Для сравнения, при Яценюке наша страна была на 79 месте. По качеству работы государственных институтов Украина занимает 110 позицию, а исполнение Соглашения об ассоциации с ЕС по состоянию на начало 2019 года составляло 52% от всех задач, которые должны были быть выполнены на тот момент. Таким образом, можно констатировать неудовлетворительные показатели работы правительства – причём констатировать это можно по правительственным же отчётам. Владимир Гройсман честно признаётся, что его правительство выполняет лишь в лучшем случае половину задач, которые перед ним стоят. Можно ли при этом говорить о сколь бы то ни было эффективной работе Кабмина – вопрос риторический.

Премьерство "стабилизеца" Гройсмана: выводы и дальнейшие перспективы

29 августа 2019 года Владимир Гройсман официально сложит с себя полномочия премьер-министра, оставаясь, впрочем, временно исполняющим обязанности премьера до утверждения нового правительства. За время премьерства Гройсмана Украина не совершила экономический рывок и не вернулась на докризисные показатели "золотого" 2013 года. Впрочем, свою базовую задачу по стабилизации экономической ситуации Гройсман выполнил, уверен политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

По мнению политолога, Гройсман сделал то, что от него ожидали эксперты – реализовал в Украине квази-азаровский "стабилизец".

"Он стабилизировал экономическую ситуацию в стране, но в то же время особого прогресса или какого-то рывка для Украины Гройсман и его правительство не создали. Гройсман – это новая интерпретация Азарова, это правительство стабилизации, но не какого-то прогресса и восстановления… Правительство Гройсмана не было независимым, оно не отчитывалось перед парламентом… Это правительство не провело какие-либо существенные, структурные реформы… Всё это зависло в полусделанном состоянии. Это правительство погрязло в коррупционных скандалах и потеряло всякую ответственность перед украинцами. Правительство такого себе "стабилизеца", которое было до конца зависимым от Порошенко и в котором умерли рейтинги Гройсмана. Уверен, что если бы Гройсман раньше отстроился от Порошенко, его партия и он сам были бы весьма конкурентны на выборах", — резюмирует эксперт. Руслан Бортник
политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что Гройсман оказался довольно слабым премьером. Да, ему удалось привести в относительный порядок экономическую ситуацию, не допустив падения Украины в экономическую яму. Тем не менее, никакого рывка и прорыва, столь необходимого нашей стране, Украина при Гройсмане не произвела. Пожалуй, самой точной, хотя и просторечной оценкой работы Гройсмана будет давняя русская пословица – "ни рыба, ни мясо". Гройсман не имеет сильной токсичности среди украинцев, как множество его предшественников, однако не имеет также и политической харизмы, столь необходимой для успешной политической карьеры. При Гройсмане не стало хуже, однако не стало и лучше. По сути, Гройсман оказался абсолютно посредственным и заурядным премьер-министром – и всё бы хорошо, но Украина нуждалась и нуждается в другом премьере – в фанатичном реформаторе, инноваторе и технократе, который сможет осуществить экономический прорыв. Задачу экономического рывка, борьбы с коррупцией, масштабной реконструкции инфраструктуры и привлечения иностранных инвестиций Гройсман выполнить не смог. В отличие от Яценюка или Азарова, он не аккумулировал на своей персоне множество негатива – однако и каких бы то ни было позитивных оценок так и не заслужил.

Владимир Гройсман останется в украинской истории в качестве "переходного премьера", который не сделал ничего ни однозначно хорошего, ни стопроцентно плохого. Есть ли у него политическое будущее, покажут уже ближайшие годы. Пока же можно с уверенностью констатировать, что это было не худший, но и точно не лучший премьер-министр Украины.

Автор — Никита Трачук, политолог, для TK.Media