Политолог Никита Трачук — о выступлении президента Украины на Мюнхенской конференции по безопасности.

В 1963 году в рамках евроатлантических структур была учреждена Мюнхенская конференция по безопасности. Она представляла собой площадку для обсуждения актуальных проблем и вызовов, стоящих перед странами НАТО. Со временем это мероприятие трансформировалось в ежегодный форум, во время которого происходят дискуссии по самым разным вопросам, касающимся общемировой безопасности: от революций и военных конфликтов до голода и эпидемий.

Президент Украины Владимир Зеленский принял участие в конференции. Он выступил с речью, в которой озвучил ряд интересных вещей. К слову, его предшественник Петр Порошенко также присутствовал в Мюнхене параллельно с Зеленским. Он отметился повторением своих стандартных тезисов об агрессии и борьбе с «русским миром» в интервью украинским и европейским журналистам.

Новые идеи решения донбасского конфликта

Еще до начала официальной части мероприятия случился скандал, связанный с Украиной. На сайте конференции был опубликован новый, так называемый «Мюнхенский план» по окончанию войны на Донбассе. Этот документ — результат общей работы ряда экспертных групп из числа представителей ЕС, США, Украины, России и мониторинговой миссии ОБСЕ. В нем предлагается программа из 12 пунктов, которые могут помочь в урегулировании конфликта – эдакие «12 шагов» для Украины.

Несмотря на то, что формулировки «Мюнхенского плана» в целом более умеренные и мягкие, нежели в аналогичном «плане Расмуссена» или «плане Мореля», он вызвал недовольство у части украинского общества. Также его жестко раскритиковал Порошенко.

Документ предусматривает поэтапное снятие антироссийских санкций в привязке к окончанию конфликта, а также «новый общенациональный диалог» для Украины, на базе которого будут решены вопросы языка, исторической памяти и т.д. Скандал привел к тому, что план был удален с сайта конференции (правда, позже опять появился). Комментируя его во время выступления, Зеленский сказал, что он знает о «появлении какого-то плана», однако призвал мировое сообщество при этом «для начала советоваться с Украиной».

Свою речь президент Украины начал традиционно: напомнив Европе и всему миру, что в нашей стране идет война, однако об этом все забывают. Он также повторил тезис, сказанный еще 20 мая 2019 года во время инаугурационной речи: что войну на востоке начали не мы, но мы ее завершим. Его выступление было традиционным для Украины и местами напоминало аналогичные речи его предшественника.

Тем не менее, глава государства сказал несколько важных вещей.

Пожалуй, главное - новое предложение Зеленского по Донбассу. Он выдвинул идею посекторального разведения войск. В понимании президента, вся линия соприкосновения разделяется на отдельные сектора, в первом из которых начинается разведение войск. Когда оно завершается, это фиксирует в своем отчете мониторинговая миссия ОБСЕ и данный участок считается демилитаризованным. Затем идет второй сектор, затем третий и так до тех пор, пока разведение не состоится по всему фронту.

Все это должно завершиться до октября 2020 года, ведь тогда Украина хочет провести выборы в Донбассе. В целом же, за 5 лет своей каденции он завершит войну, заявил глава государства.

Зеленский также пообещал подробнее рассказать об этом плане во время саммита «нормандской четверки», который должен состояться в апреле. Характерно, что за сутки до озвучивания этой идеи Зеленский говорил с Путиным, а еще за несколько дней назначил Андрея Ермака, отвечающего за коммуникацию с РФ, главой Офиса президента.

Пока не вполне ясно, как идею можно имплементировать практически. Со времен последней встречи в «нормандском формате» прошло уже несколько месяцев, а стороны до сих пор не могут согласовать хотя бы один участок, где произойдет разведение сил. Также за эти месяцы ОБСЕ зафиксировала порядка 400 обстрелов.

Интересна и ситуация с дальнейшей работой «нормандской четверки»: в последнее время ходят слухи, что ее может и не быть из-за пробуксовки мирного процесса. К примеру, глава украинского МИД Пристайко заявлял, что встреча может не состояться, так как пока что не готовы все проекты предложений и договоренностей. Ему публично оппонировал впоследствии Зеленский, заявив, что он не имеет никакой информации о том, что встреча под угрозой срыва.

Это может свидетельствовать о:

  • традиционном «факапе» властной вертикали Зеленского — коммуникации
  • планах Украины по корректировке «Минских соглашений» и по вынесению на повестку дня новых идей вроде посекторального развода войск
  • о проблемах для Пристайко. Публичное опровержение президентом слов министра – не лучший знак для самого министра, особенно в контексте назначения главой ОПУ Андрея Ермака

Помимо разведения войск по секторам, Зеленский высказал еще две важные вещи, касающиеся Донбасса.

Во-первых, он выразил готовность Украины на совместное патрулирование границы с Россией вместе с представителями ОБСЕ и самопровозглашенных республик.

Во-вторых, заявил о готовности разговаривать с «населением Л-ДНР», но именно с представителями народа, а не «властями» непризнанных республик. Для этого он анонсировал создание некоей общественной платформы «Мир Донбасса», куда войдут переселенцы. По имеющимся данным, процесс курирует Сергей Сивохо.

По сути, все тезисы, озвученные Зеленским касаемо Донбасса и его будущего – это заочный диалог с Россией и в определенном смысле послание для нее. Президент согласен на разведение войск, президент готов на совместный патруль границы, президент намекнул о прямом диалоге с Донбассом при условии замены нынешних руководителей «республик» на каких-либо нейтральных лиц. Всем своим поведением глава Украины пытается показать, что он готов на компромисс с Россией, однако не ценой полной сдачи национальных интересов (о чем свидетельствуют чисто порошенковские тезисы о «самой сильной армии», «выборах в Крыму» и о «мире на условиях Украины»).

Полностью очевидно, что выполнять «Минск-2» в буквальном смысле, как на этом настаивает РФ, Украина не хочет и не будет. Уже давно ходят слухи о так называемой «формуле Зеленского», которая должна будет потихоньку заменить невыгодные, с украинской точки зрения, «Минские соглашения».

Пока что рано говорить о существовании полноценной и готовой «Зе-формулы» окончания войны, однако в выступлениях, подобных мюнхенскому, очевидно просматриваются ее контуры. На данный момент она похожа на усовершенствованный и дополненный «Минск-2». ЕС наверняка поддержит Украину в этом, США же настаивают на сохранении status quo. Вопрос в том, удастся ли убедить Россию, настаивающую на необходимости буквального исполнения Украиной договоренностей, подписанных в феврале 2015 года в Минске.

Критика современного мира

Еще одним интересным и даже в чем-то неожиданным моментом в выступлении украинского президента стала его внезапная критика всей мировой системы международных отношений. После слов о посекторальном разводе войск Зеленского вдруг «понесло». Так, он внезапно заявил, что будет говорить «от лица всех простых людей со всех уголков планеты». Местами его слова выглядели несколько наивно как для главы крупного государства.

По мнению президента, современный мир жесток и несправедлив. В международных отношениях и геополитике царит исключительно право сильного. Все страны думают только о себе и своих интересах, а никакие договоренности и правила, по сути своей, не работают. Зеленский был «удивлен и расстроен», что во время разрешения проблем и конфликтов в мире «не используются демократические принципы», а «сильные державы» распоряжаются и решают за других.

Занимателен тот факт, что этими своими словами президент Украины фактически слово в слово повторил тезисы представителей американской «школы политического реализма». Это раздел геополитики и теории международных отношений, восходящий своими корнями ещё к сочинениям Макиавелли. Представители политического реализма и неореализма утверждают, что в мировом сообществе царит анархия и хаос, где правит только право сильного. Демократические институты и инструменты являются лишь фикцией и прикрытием, в то время как все решают сильные и мощные мировые государства, преследующие только свои интересы в ущерб интересам всех остальных. Возможно, это всего лишь совпадение – либо же Зеленский увлекся политическими теориями.

Можно сделать вывод, что Зеленский продолжает двигаться в рамках своей роли миротворца. Еще в самом начале своей каденции он заявил, что никогда не даст приказа стрелять или идти в атаку. В принципе, его заявления на Мюнхенской конференции по безопасности это подтверждают. Он заявлял, что не жалеет о решении идти в президенты, ведь благодаря этому у него есть возможность «каждый день спасать людей от войны», и рассказывал о том, как наладится жизнь сразу после окончания боевых действий.

Все это правильно, однако заявления — не действия. Украина постоянно пытается «юлить», не придерживаясь соглашений, потому что внутри страны нет общенационального консенсуса по вопросу, каким и на каких условиях должен настать мир.

При этом у России, иногда делающей «прохладные» реверансы в украинскую сторону, достаточно сил и ресурсов, чтобы продолжать стоять на своем еще в течение долгого времени. Часть американских элит не заинтересованы в завершении конфликта в Украине, другая же часть элит, в том числе и президент Трамп, едва ли не прямым текстом говорит «договаривайтесь сами». Заинтересована в конце войны Европа, но европейских усилий пока что недостаточно для урегулирования донбасского кейса.

В любом случае, окно возможностей по завершению конфликта в Донбассе закроется очень быстро. Вероятнее всего, это произойдет в течение 1-2 лет. 2020-21 годы станут решающими в вопросах достижения войны и мира. Зеленский сегодня стоит на растяжке, как внутренней, так и внешней, а единство отсутствует даже внутри его команды.

Специально для TK.Media

nikita.trachuk
Никита Трачук

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації