Сразу после Революции Достоинства перед криминалом в Украине открылись огромные возможности. На «улице» вмиг оказались тысячи бывших милиционеров, не прошедших переаттестацию, участники АТО, не нашедшие себя в мирной жизни, различные молодежные патриотические организации, которые не прочь заработать легкие деньги и вышедшие/амнистированные по закону Савченко (примечательно, что она сама в данное время находится под арестом). В результате вспыхнула новая волна преступлений — от создания дискредитирующих материалов с целью вымогательства денег — до рейдерских захватов предприятий и заказных убийств. Указанные выше категории граждан оказались в этом театре насилия в главных ролях. Многие стали называть нынешнее время возвратом в 90-е. И в этом есть своя доля правды. Ведь чем еще этим гражданам заниматься на воле? Большинство преступников не придумывали ничего нового и действуют по схемам 20-летней давности. Однако возникла новая каста криминала, которые в целях собственной безопасности используют серые схемы, не подпадающие под действия Уголовного Кодекса. Но где же взять эти схемы? У религиозных экстремистов.
«Римская формула» ОБСЕ
Как известно, есть суд законодательный и суд общественного мнения, и последний гораздо опаснее решения суда. Суд по закону может тянуться годами, а вот общественное мнение приводит свой приговор в исполнение намного быстрее. Именно такие методы работы с общественным мнением используют религиозные экстремисты, о которых я уже рассказывал в одной из прошлых статей. Перед атакой на фирму или частное лицо они создают некую «легенду», с помощью которой через соцсети или даже СМИ формируется крайне негативное общественное мнение.
В 2011 году ОБСЕ, членом которой является и Украина, официально признала так называемую «Римскую формулу». Эта формула показывает, как религиозные или политические экстремисты организовывают атаку своих жертв. Формула гласит, что если вы хотите уничтожить репутацию определенной организации или группы лиц, то нужно пройти три стадии:
1. Нетерпимость;
2. Дискриминация;
3. Гонение.
Для того, чтобы заработала первая стадия, нужно воссоздать в обществе атмосферу нетерпимости, нужно сформировать общественное мнение и показать, что атакуемая группа лиц опасна для общества. Для этого можно задействовать СМИ и соцсети, снять фильм или даже мультфильм. Затем можно переходить ко второй стадии — дискриминации. Происходить она может даже на законодательном уровне, это могут быть определенные указы, резолюции или судебные решения. После этого общественное мнение еще больше склонится в сторону изоляции потенциально опасных элементов в обществе. После реализации первых двух стадий можно переходить к гонениям и травле, которые могут быть как публичными, так и личными. Привести это может к погромам и даже самосуду.
«Римская формула» как модель работы фашистов
В 30-40-х годах прошлого века в нацистской Германии многие вопросы решались именно через постепенное прохождение указанных выше этапов. К примеру, именно так машина пропаганды Гебельса настроила жителей Германии крайне негативно по отношению к евреям. Была создана целая система, целью которой было убедить немцев в том, что евреи — это опасно, это зло. В карикатурах и мультфильмах утверждалось, что евреи похищают христианских детей. Кстати, ничего не напоминает из современной российской пропаганды? На второй стадии были приняты законы о том, что место евреям — в изолированных гетто. Евреи более не могли служить в полиции или армии, не могли быть докторами или профессорами. На третьей стадии началось публичное гонение евреев и их начали отправлять в концлагеря.
Большинство религиозных экстремистов при своих атаках используют данный алгоритм и в наше время, против бизнеса или отдельных людей. Создают фейковые страницы в соцсетях, размещают заказные статьи на сайтах, снимают провокационные видео. Таким образом преступники пытаются воссоздать в обществе атмосферу нетерпимости — точно также как с евреями поступали в свое время фашисты. Здесь можно сразу вспомнить ситуацию с блокированием российского бизнеса в Украине. Националистические организации активно нагнетали обстановку в СМИ, били стекла в банках, писали на стенах, клеили стикеры, цементировали входы и выходы. Похожий метод они недавно применили и к крупнейшему киевскому ТРЦ. Как мы прекрасно понимаем, после этих действий цена на эту недвижимость/бизнес значительно снизилась. Подобным методом пытались дискредитировать главу НАБУ, даже дали рекламу в метро с его обещаниями разоблачить главных коррупционеров страны. Сам директор НАБУ обвинил в этой атаке одного из депутатов и замглавы СБУ. Этот же метод руками мелкого криминала сейчас используют, например, заказчики уничтожения бизнеса киевской компании LeadGen Studio. Про эту ситуацию я уже рассказывал. Возможно, ребята еще не понимают, что действуют, как фашисты. Но если понимают, то они ступили на очень скользкую дорожку…