Любая гибридная война имеет долгоиграющие последствия. Военный конфликт, который начался в Украине в 2014 году, показал множество методов пропаганды и дискредитации, которые использовались для того, чтобы уничтожать авторитет отдельных лиц или целых холдингов.

Масса манипуляций и фейков, благодаря интернету, стала мощным рычагом влияния в современном социуме. Ежедневно на сайтах и в соцсетях появляется множество непроверенной информации, которую выдают за истину в последней инстанции. В наших реалиях дезинформация является довольно мощным оружием, а люди у нас охотно верят фейкам и их распространяют. Информацию редко кто проверяет, да и времени на это нет, а вот перепост — дело нескольких секунд. К тому же в головах все еще действует советский постулат, что написанному необходимо верить.

Здесь можно вспомнить недавнюю атаку на создателя одного популярного гастрономического фестиваля, когда якобы очевидец выложил видео наезда дорогого джипа на собаку. Пост вызвал шквал возмущений и перепостов, по номерам авто вычислили хозяина, в его адрес посыпались проклятия. Да только вот беда, владелец этого авто в это время был в другом городе и записал видео об этом. История скисла, но осадок остался. А ведь человек лишь замахнулся на проведение крупного фестиваля на НСК Олимпийском с приглашением мировых артистов. Ответ конкурентов не заставил себя долго ждать. Кстати, недавно в Facebook под видом рекламы распространялась страница, где сообщалось, что создатель этого фестиваля не рассчитался с участниками. Видимо нас еще ждет продолжение этой истории.

Лобовое столкновение двух крупных билетных операторов тоже закончилось практически ничем. В этом случае в ход также пошла страница в соцсети с якобы компрометирующей информацией. Однако досадная ошибка с перелогиниванием выдала возможного заказчика инфоатаки и она захлебнулась. Учитывая, что владельцы враждуют довольно давно, подобная попытка вряд ли будет последней.

Кому война, а кому мать родна

За 4 года военного и информационного противодействия нашим восточным соседям, арсенал недобросовестных группировок и псевдопатриотических организаций обогатился новыми методами. Особую роль в этом арсенале имеют методы религиозных экстремистов, которые поставлены в России на государственном уровне. Про эффективность методов говорить не приходится — любое инакомыслие в России и неугодные конкуренты уничтожаются на корню, причем в большинстве случаев государственный аппарат действует чужими руками.

Недавно в Киеве произошёл очередной случай недобросовестной конкуренции, в котором, судя по описанию ситуации, снова использованы методы работы религиозных экстремистов.

Представьте, что вы создали компанию, предлагающую услуги по интернет-маркетингу. Компания быстро заняла свое место на рынке, активно развивается, география клиентов расширяется. Но однажды ваша компания кому-то приглянулась или помешала. Вдруг из ниоткуда появился недовольный клиент, которого якобы «кинули на деньги», в соцсетях создаются страницы с дискредитацией компании и ее владельца, на популярном сайте об IT-скандалах появляется заказная статья, директора фирмы запугивают, офис забрасывают дымовыми шашками, на асфальте пишут, что компания обманывает клиентов. Но мало ли что написано на заборе? По сути, идёт прямое вымогательство с элементами информационной войны, нет лиц и фамилий у так называемых жертв — тех кто атакует, цель — уничтожение бизнеса руками мелкого криминала.

Все вышеописанное касается LeаdGen Studio и Максима Аненко, который в данной ситуации поступил грамотно и дал новоявленным рейдерам 24 часа, чтобы «прибрать за собой». При этом своими действиями «киллеры» уже наколядовали себе целых 5 статей Уголовного Кодекса и засветились на камерах видеонаблюдения. В ближайшее время все участники инфоатаки будут установлены и, как показывает практика, провести некоторую часть жизни за решеткой вряд ли захотят, поэтому легко сдадут заказчика.

Откуда все пошло

Корни методов религиозного экстремизма сугубо американские и созданы были еще в 60х годах XX века. Если не знать этих методов и шаблонных сценариев преступников, то можно реально начать сомневаться в порядочности того или иного бизнесмена / политика / общественного деятеля. В рамках этого материала у меня не будет возможности детально описать или пересказать все методы, но ряд признаков атаки религиозных экстремистов я все же предоставлю.

Признак No1
Попытка организовать общественный суд

Общественное мнение сегодня может быть намного опаснее, чем решение суда. При этом в отличии от юриспруденции для формирования атмосферы нетерпимости факты и доказательства не нужны. Главная цель, которую преследуют экстремисты на этом этапе, создать мнение о том, что конкретное лицо или организация опасны для общественного счастья. Таким образом, должно возникнуть мнение о том, что если бы этой группы лиц не было, мы бы все с вами были счастливее. Потому, как только вы видите заявления не подкрепленные фактами, выводами экспертов, документами из ГУНП или судебными решениями — стоит обратить внимание, в чьих интересах развивается та или иная информационная кампания и какую цель преследуют ее организаторы.

Признак No2
Безликость и фейки

В 90% случаев экстремисты используют нарратив — историю, которая детально описывает аморального, антиобщественного или преступного поведения лица или организации, которую следует уничтожить. При этом в подобных нарративах практически никогда не описывается личность жертвы. Нет фамилий, нет имен, нет документов. А значит — нет никакой идентификации. Часто подставляют в качестве «жертв» аккаунты из фейсбука, которые в результате оказываются фейками.

Признак No3
Провокации с использованием СМИ

Как правило, для демонстрации претензий от неизвестных людей создаются не только паблики, самодельные сайты и блоги, но и соответствующие информационные поводы, которые быстро заинтересуют те СМИ, которые не утруждают себя проверять информацию. Чаще всего используются сексуальные скандалы, личные невыполненные обязательства и ряд других претензий лицами, которые по разным причинам боятся называть свои ФИО.

Здесь можно вспомнить довольно громкий скандал вокруг якобы сексуальных домогательств и угроз, в которых студентка КПИ обвинила чиновника Нацполиции. По подозрению арестовали известного блогера, то есть «ответка» от МВД прилетела довольно быстро, шутить с полицией опасно. Правда так и осталось непонятным, против кого была атака - высокого чиновника Нацполиции или его жены, зампредседателя ГБР. В соцсетях писали, что заказчиком является один из депутатов. А накажут значит одних только исполнителей.

Выводы

На примере ситуации с компанией LeаdGen Studio видно, что методы религиозного экстремизма получают широкое распространение даже в среде малограмотного и слабо подготовленного мелкого криминала. И эта тенденция очень нехорошая — заставляет бизнес и экспертов изучать эти методы, чтобы не допустить в будущем больших потерь и последствий. Отдельно стоит заметить, что в данном случае заказчики и исполнители действуют непрофессионально и грубо, поэтому установить их и привлечь к ответственности — дело техники.