site.ua
член клубу

Если вы не работаете в IT, то с высокой долей вероятности не сможете перечислить хотя бы 15 украинских IT-продуктов. Поэтому очень легко поверить повторяющимся фразам из СМИ о том, что почти все наши программисты работают на аутсорс. Действительно ведь: я же продуктовых компаний не знаю, значит их нет.

Так что давайте проясним сразу: «Украинских IT-продуктов нет» и «Я не знаю украинских IT-продуктов» - разные вещи. В этой статье я постараюсь опровергнуть первую фразу и исправить вторую.


НАЧНЕМ С НАЧАЛА

Под украинскими продуктовыми IT-компаниями здесь я подразумеваю компании, которые:

  • Работают над созданием собственного продукта (продуктов). Это значит как то, что программисты являются частью команды, а не просто «предоставляют услугу по разработке», так и то, что ключевые бизнесовые решения принимаются не зарубежным заказчиком, а украинской командой.
  • Хотя бы один из основателей – украинец (не дедушка/бабушка/тетя/дядя из Украины, а непосредственно создатель продукта)
  • Хотя бы часть работ ведется в Украине (в большинстве указанных ниже компаний главные или единственные офисы находятся в Украине. Исключение могут составлять стартапы, еще не выпустившие полноценный продукт).

Даже если компания зарегистрирована где-нибудь на Гибралтаре или в Пало-Альто, но соответствует трем вышеперечисленным пунктам, она включается в список.


ПРЕТЕНЗИИ

Почему включаете в список компании, которые юридически не являются украинскими?

Потому что такие компании по-прежнему создают украинцы, рабочие места открываются в Украине. А причин отнесения компании к другой юрисдикции масса – и это вовсе необязательно уменьшение налоговой нагрузки.

Те проекты, что в Украине существуют – совсем маленькие, и о них даже никто в мире не знает. Да это вообще даже не компании.

Десятками украинских продуктов пользуются миллионы людей по всему миру. И Grammarly, TemplateMonster, Petcube, MacPaw, Depositphotos – это лишь примеры тех компаний, о продуктах которых вы вероятнее всего слышали. Тот же MacPaw, например, был включен в список лучших 5000 бизнесов Европы в 2018 г. по версии Inc.

Но есть и другие примеры.

И да, в списке ниже есть также и маленькие стартапы. Но предзаказы на их продукты, которые еще даже не выпущены, достигают сотен тысяч единиц.

Почему наши продуктовые компании не делают продукты для украинского рынка?

Во-первых, существует много продуктов, которые работают на украинском рынке. Среди еще неперечисленных продуктов – Monobank (мобильный банк), YouScan (мониторинговая система), Лун (поиск недвижимости по объявлениям) и другие.

Во-вторых, есть ряд компаний, которые в принципе ориентируются только или в основном на украинскую аудиторию. Например, Prometheus (платформа массовых онлайн-курсов), Rozetka (интернет-магазин), Підручник.ua (платформа электронной школы) и другие.

В-третьих, множество компаний стремятся сегодня делать глобальные продукты, которые будут работать как в Украине, так и во многих других странах. Делать продукты только для украинского рынка, не рассматривая перспективы масштабирования – невыгодная для многих стратегия. Ведь если продукт можно предлагать на рынках, в 10 раз больше украинского, то почему не делать этого тоже?

К тому же, как сказал основатель Petcube Ярослав Ажнюк на тематическом мероприятии в рамках YES (Ялтинская европейская стратегия в г. Киев): «Создавать глобальные бизнесы - это способ объединяться с миром, становиться частью мира».


ЕСЛИ УКРАИНСКИЕ ПРОДУКТОВЫЕ IT-КОМПАНИИ СУЩЕСТВУЮТ, ТО ПОЧЕМУ Я О НИХ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ?

  • Компании сами не хотят, чтобы о них знали. Пример тому – компания Template Monster, которая долгое время скрывала свое украинское происхождение. На вопрос «Почему?» основатель Давид Браун ответил: «Элементарное чувство личной безопасности. Чувство здравого смысла… У нас государство до сих пор, я считаю, недружественно относится к любому бизнесу».
  • Компании не занимаются продвижением на украинском рынке, если здесь нет их целевой аудитории.
  • Стартапы не имеют средств для раскрутки и не знают, как это делать бесплатно.
  • Может, вы не пытались узнать? Новости типа «перемога» не сильно излюблены обществом. «Зрады» расходятся быстрей. Как давно вы, например, кликали в Фейсбуке на любую новость «украинский стартап разработал [подставьте что угодно]»?


ВОПРОСЫ К ВАМ

Знаете ли вы, что такое Kickstarter, Спільнокошт и ProductHunt?

А было бы круто, если бы знали. Потому что с помощью этих сайтов украинские стартапы получают возможность начать что-то делать. На этих сайтах вы можете либо проголосовать за проект, либо сделать финансовый вклад в его развитие, либо сделать предзаказ продукта еще до его выпуска.

Много ли вы знаете людей, которые придумали эти продукты? А много ли тех, кто этими продуктами управляет?

Я тоже, если честно, немного знаю :) И это плохо. Чтобы узнать больше – можно начать с просмотра/прочтения интервью с владельцами украинских компаний (как вариант, на Youtube-канале «Большая рыба» или в изданиях Ain.ua / Liga.net)


И ПОСЛЕДНЕЕ

  • Список намеренно составлен не по какому-либо порядку. Все компании достойны внимания. Потратьте полчаса, посмотрите сколько всего крутого делают ребята!
  • Я включила компании разного уровня – от тех, кто работает на рынке уже много лет, до тех, кто разработал продукт и находится только в процессе выхода на рынок.
  • На полноту списка не претендую. Кого не хватает – пишите в форму ниже, буду дополнять.
  • Если есть неточности – просьба тоже не промолчать :)


СПИСОК

  1. DreamTeam - инфраструктурная платформа и платежная система для esport и gaming сфер (сравнимо с Paypal, только для гейминга). При помощи DreamTeam геймеры также могут присоединиться к существующей или построить свою команду, тренироваться вместе, играть и даже монетизировать свои игровые навыки. В конце 2017-начале 2018 команда провела ICO, за две фазы которого собрала $10 млн. На сегодняшний день платформой пользуюся уже более 800 тыс. игроков.
  2. Senstone - это гаджет, позволяющий записывать голос на ходу и переводить его в текст. Ребята собрали $432К на Kickstarter и Indiegogo. Интересно, что сумма сборов на Кикстартере получилась в 6 раз выше запланированной.
  3. Cardiomo - Экосистема мониторинга за здоровьем сердца. Cardiomo - это гаджет, отслеживающий состояние сердца и позволяющий в онлайн режиме видеть все изменения. Такая вещь просто необходима для людей с CVD риском; тех, кто хочет заботиться о здоровье своих одиноких пожилых близких, а также для тех, кто имеет серьезные кардио-нагрузки. На сайте указано, что Cardiomo имеет уже более 1600 предзаказов. В сентябре 2018 проект попал в акселератор Plug and Play Tech Center, по результатам 12-недельной программы которого он получит возможность привлечь от $25 000 до $500 000.
  4. TravelPost - сервис доставки, в котором курьерами выступают обычные путешественники. По сути, продукт является платформой, на которой друг друга могут найти люди, которым нужно что-то передать, и люди, которые куда-то едут и не против помочь перевезти что-то. По итогам третьего месяца работы сервиса у него было 20 тыс пользователей. По словам основателя, с начала работы каждый месяц количество пользователей растет почти двукратно.
  5. PIX - это очень необычный анимированный рюкзак. С помощью специального приложения владелец может сам настраивать, какое изображение будет показываться на его рюкзаке. На момент внесения в базу Pix собрал $104 тыс, то есть в три раза больше запланированного. До конца сборов при этом осталось еще 24 дня.
  6. Activechat – платформа создания чат-ботов для онлайн-бизнеса. В августе команда прошла в американский акселератор Starta, по итогам которой она получит $130 000 инвестиций.
  7. Noplag — сервис по проверке текстов на плагиат. В июле команда прошла в американский акселератор Starta, по итогам которой она получит $130 000 инвестиций. Аудитория продукта превысила уже полмиллиона пользователей.
  8. Effa — одноразовая зубная щетка из переработанной бумаги. В июле команда прошла в американский акселератор Starta, по итогам которой она получит $130 000 инвестиций.
  9. LaMetric - это умные часы, которые умеют отображать различную полезную информацию: оповещения из социальных сетей и почты, данные о состоянии погоды и даже о вашем здоровье — благодаря синхронизации с приложениями вроде Google Calendar, CrossFit, Apple Store. Еще в 2014 году ребята провели успешную краудфандинговую кампанию на Kickstarter, а сейчас устройство можно приобрести в 20 странах мира, включая США, Великобританию, Германию, Австралию, Украину и Японию.
  10. Preply - сервиc по поиску репетиторов для изучения иностранного языка. В последнем раунде инвестиций этим летом команда подняла $4 млн.
  11. Стартап InkHunter работает над AR-приложением для «примерки» татуировок. Этим летом стартап попал в набор акселератора Y Combinator. Команда получит $120 000 инвестиций в обмен на долю в 7%. Сейчас команда меняет основную идею в сторону поиска и записи к тату-мастеру, где "примерка" будет лишь одной из функций.
  12. Технология продукта 3DLOOK позволяет построить 3D-модель человека по фотографии, учитывая реальные размеры тела. Одна из последних инвестиций в стартап - $450 000 от UVentures.
  13. Let’s Enhance —платформа по обработке изображений с помощью нейросетей, которая позволяет увеличить разрешение картинок в четыре раза, минимизируя потери в качестве, восстанавливая детали и повышая их четкость. В июле 2018 команда попала в акселлератор Techstars, по окончанию которого она получит $120 000 инвестиций.
  14. Flawless App — это инструмент для сравнения дизайна с реальным мобильным приложением во время разработки. Flawless App позволяет разработчику найти и исправить визуальные ошибки в мобильных приложениях до того как они попадут к пользователю. В июле 2018 команда попала в акселлератор Techstars, по окончанию которого она получит $120 000 инвестиций.
  15. Стартап Raccoon разрабатывает технологии виртуального взаимодействия. Например, один из новых продуктов стартапа - Raccoon.Recovery - позволит сделать реабилитацию пациентов с травмами рук более интересной, добавив в процесс геймификацию: восстанавливать моторику рук предлагается во время игры в любимые видеоигры. Решение базируется на алгоритмах Machine Learning и Artificial Intelligence и состоит из трех компонентов: игрового контроллера для тренировки мышц рук и сбора данных, специальной CRM для больниц и приложения для пациентов. Под новый проект в начале лета команда привлекла 50 000 евро от Horizon 2020 — программы ЕС по финансированию науки и инноваций.
  16. YouScan - это система мониторинга социальных медиа, форумов, блогов. Мониторинг бренда, отзывов клиентов, конкурентов. Среди клиентов компании - Depositphotos, Competera, Vodafone Украина и другие.
  17. Feel VR - стартап, разрабатывающий игровой руль и педали. Ребята собрали $500 000 на Kickstarter, при том что необходимо было собрать всего $60 тыс.
  18. Influ2 - это сервис персональной рекламы для b2b. С помощью Influ2 рекламодатели могут таргетировать рекламу на конкретный список людей, отслеживать взаимодействия с ней и повторно связываться с аудиторией, которая ее увидела. Осенью прошлого года команда запустила бета-версию сервиса, а также приняла участие в TechCrunch Disrupt в Нью-Йорке. Influ2 также успел привлечь $190 000 ангельских инвестиций.
  19. MacPaw - одна из самых известных продуктовых украинских компаний. Среди ее продуктов - CleanMyPC и CleanMyMac X, позволяющие почистить компьютер от ненужного "мусора", Setapp - сервис, позволяющий пользоваться на макбуке самыми интересными и нужными приложениями без необходимости покупки подписки на каждое из них, и другие.
  20. TemplateMonster - компания, которая разрабатывает и продает решения для веб-разработки, включая шаблоны сайтов, посадочных страниц, маркетинговых рассылок. Услугами компании воспользовались уже более 5 миллионов пользователей, около 100 тыс. человек посещают сайт ежедневно.
  21. Competera - продукт, который дает интернет-магазинам рекомендации о том, какую устанавливать цену, чтобы люди продолжали покупать товар, а магазин при этом максимально зарабатывал. У стартапа есть также продукт для производителей, благодаря которому они могут отслеживать свою продукцию на рынке, анализировать свои позиции в разных странах и получать полезные инсайды.
  22. Grammarly - наверное, самый нашумевший украинский стартап последних нескольких лет. Grammarly помогает людям по всему миру писать правильно по-английски. Сервис в режиме реального времени подсказывает пользователю, где и какие ошибки он допустил, а также рекомендует свой вариант написания. В прошлом году стартап привлек $110 млн инвестиций.
  23. Підручник.ua запускался в Одессе в 2017 году, предлагая продукт в виде подписки на 600 учебников, которые рекомендует Министерство образования и науки Украины. Всего за время запуска там зарегистрировалось более 40 000 пользователей, на сайте — около 250 000 пользователей из Одессы, 20 000 активных пользователей в мобильном приложении. Сейчас к этому сервису добавляют дополнительные функции: расписание, дневник, журнал — чтобы получить на выходе одну платформу электронной школы.
  24. Petcube - также очень известный украинский продукт, который полюбился владельцам домашних животных по всему миру. Petcube - это гаджет, позволяющий наблюдать, играть, кормить домашнее животное удаленно, находясь в любой точке планеты, где есть интернет. Сегодня помимо hardware-продуктов, команда работает также над социальной сетью для питомцев и их хозяев. В апреле 2018 года Petcube выиграл престижную премию Red Dot Award за дизайн продукта, а за годы существования привлек около $14 млн.
  25. Ecoisme — это система умного дома, позволяющая контролировать потребление энергии в доме и существенно снижать счета за электричество. В марте 2018 стартап привлек 200 000 евро от Европейского института инновации и технологии KIC InnoEnergy. Ранее осенью 2017 года Ecoisme также получил грант на 50 000 от Horizon 2020, а в 2016 - победил в конкурсе крупнейшего производителя энергии в мире EDF и получил 100 000 евро.
  26. Rentberry - децентрализованная платформа для аренды жилья. При помощи ICO в начале 2018 г. команда привлекла в проект $30 млн долларов. На момент окончания ICO у проекта было 120 000 пользователей и 224 000 квартир/объектов по всей территории Америки.
  27. CLAP - это комплексная система умного дома. Особенность продукта в том, что он будет доступен для украинского рынка, в отличие от его зарубежных аналогов. Команда также заключила договор с "Укрбудом", благодаря чему во всех новых домах застройщика будет установлен Clap. Запуск розничных продаж запланирован на 4 квартал 2018 г..
  28. ARbrowser - стартап, разрабатывающий AR-инструмент для маркетинга/рекламы в e-commerce и ритейле. Стартап вошел в список 30 победителей программы EY Accelerating Entrepreneurs 2018.
  29. Restream - это платформа для стриминга live-видео одновременно на 30+ платформ (Twitch, Youtube, Periscope, Facebook и т.п.). В начале 2018 г. стартап привлек $4,5 млн в обмен на долю акций компании. Ведущим инвестором выступила венчурная фирма Silverton Partners при участии Anorak Ventures.
  30. Remme - стартап, разрабатывающий сервис для беспарольной аутентификации пользователей и устройств при помощи SSL-сертификатов, которые хранятся в блокчейне. В февраля стартап привлек $20 млн инвестиций с помощью ICO.

Посмотреть полный список (100+ компаний) в удобной табличке со списком основателей можно здесь.

Оставить заявку на добавление компании в список можно здесь.

P.S. Спасибо Антону Сененко за статью об украинской науке, на мотивации от которой и по формату которой был написан данный текст.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація