Эта чудовищная трагедия сразу стала новостью номер один во всём мире. Кроме России, разумеется, где прервать фильм о величии Путина ради каких-то там детей, сгоревших где-то там в забытом Москвой Кемерово, было сродни кощунству. Однако как только и российские сми включились в тему, так сразу и моральные принципы, на которых они (россми) построены, снова как шило из мешка вылезли. Захарова немедленно превратила смерть детей, сгоревших заживо, в политический выстрел, ни слова не сказав о виновных, но обвинив Запад в аморальности, потому что тот вместо сочувствия жертвам трагедии высылает дипломатов. Ощущаете неубиенную мощь логики российского МИДа?

Другие российские деятели, помельче рангом, тоже «своевременные» рассуждения бросились тискать. К примеру, Василий Волга, мечтающий быть наконец-то замеченным Кремлём, разразился мерзкой статейкой, состоящей из вольных фантазий и ложных проекций своей псевдоморали на весь нерусский мир, сообщив, что по-поводу погибших российских детей на Западе, и особенно в Украине, «веселится и ликует весь народ». Оставим это «ликование» на его совести, хотя вряд ли это понятие (совесть) ему знакомо. Однако факт есть факт — в сети на самом деле можно встретить комментарии тех, кто не сочуствует, а говорит, к примеру, о «каре божьей». Об этом я сейчас и хотел бы поговорить. Но сперва предисловие.

Победить в войне, особенно против подлого и вероломного противника, можно лишь тогда, когда воины (и вообще все участники войны) перестают воспринимать противника как людей. Нормальному человеку убить кого-либо крайне сложно, даже врага. Моральный барьер не даёт это сделать. Поэтому происходит «расчеловечивание» противника. Это обычный пропагандистский приём, который, осознанно и неосознанно, используется с древних времён у всех народов. Для того, чтобы россияне с чистой совестью пошли с оружием в руках «освобождать» Украину от украинцев, их убедили, что «хохлы — фашисты и нелюди» (не будем обсуждать, почему так много людей и почему так легко и так быстро в это поверили). Ответное отношение к носителям идеи «русского мира» у тех, кто с ним столкнулся, было совершенно симметричным. Это естественная реакция. И ответ на вопрос, как продолжать считать людьми граждан страны, ведущей подлую войну против нас, далеко не такой ясный, как хотелось бы. С одной стороны — да, мы обязаны сохранить достоинство, честь и мораль вне зависимости от уровня подлости врага. Иначе цена нашей победы будет слишком высокой — потеря человечности и, тем самым, уравнивание с таким врагом. С другой стороны, если таки относиться к каждому конкретному врагу не как к представителю вражеского государства, управляемого подонками, а как к человеку, имеющему право на ошибку, то шансов на победу в этой войне нет. Ибо подлец обязательно побеждает там, где его считают равным.

Возвращаясь к трагедии в Кемерово, сразу бросается в глаза, что, как и Беслан, она имеет важную особенность: большая часть жертв — дети. К которым неприменимо всё, что сказано выше о подонках и врагах. И потому сострадание к жертвам безусловно и обязательно, вне зависимости от отношения к стране-агрессору в целом. Однако не думаю, что здесь уместны аналогии с другими трагедиями. Я лично не радовался и не злорадствовал, когда в катастрофах гибли пассажиры российских самолётов. Однако учитывая реалии жизни, я не стал бы так однозначно осуждать тех, кто отказался им сочуствовать. Чистоплюйство — не самый оптимальный алгоритм поведения, особенно во время войны. Слишком много в Украине тех, у кого Россия, с восторгом поддержавшая Путина, с мясом вырвала способность остаться человечным по отношению абсолютно ко всем россиянам. И эти украинцы тоже имеют право на ошибку, адресуя свою ненависть в том числе и тем, кто её на самом деле не заслуживает.

P.S. Только что увидел комментарий:
«...трудно выражать сочувствие человеку (например, кемеровчанину Игорю Вострикову, который потерял сейчас всю свою семью — жену и трое детишек), чья страница в ФБ пестрит восхищениями по поводу действий России в Украине и Сирии, кто не скрывал своей радости по поводу того, как „мочат укропов“ на Донбассе и демонстрировал гордость за проявляемое таким образом „величие страны“ и безоговорочную поддержку ее власти и боевикам „ДНР“ и „ЛНР“. Тут — разрыв. :-( '