Кто бы что ни говорил, но большинство людей идентифицируют свою национальную принадлежность. Да, порой немца тяжело отличить от поляка, еврея от араба, а некоторых американцев от бразильцев. И так устроен мир (в силу климатических и других условий), что все мы РАЗНЫЕ. Иногда — по внешним признаком (трудно спутать сенегальца с алеутом), иногда — по самоидентификации. И тут есть две модели. Либеральная и демократическая. Для меня они — ПРИНЦИПИАЛЬНО разные.
Либеральные ценности не делают упор на национальный вопрос. В США сегодня не столь важно — негр ты (сложно определиться с терминологией, ведь и Маск — афроамериканец (родился в Африке, живёт в Америке), а негры в Африке кто — афроафриканцы?..), или латинос, потомственный ирландец или китаец. Там «цена вопроса» — твой счёт в банке. А главная ценность — свобода и равенство. Свобода религиозная, свобода персональная, национальная, финансовая и пр. Хотя, и это всё условно.
Что касается демократических ценностей, то в них присутствует интерес ДЕМОСА, этноса. Фактически, результатом WWI и WWII явилось разделение Европы на мононациональные государства. Да, есть ещё «проблемные вопросы» в некоторых европейских государствах. Иногда — национальные (как в Испании или Бельгии), или «плач по территории» (например, «Великой Венгрии» или (пардон, об этом нельзя говорить вслух) по «Великой Германии»...). Но они находятся в неком балансе с этой самой демократией. В Европе такой «баланс» пытались создать давно. Между Англией и Шотландией, между Польшей и Литвой. Даже в Российской империи в армию не призывали мусульман, у них разрешался суд Шариата, а в Финляндии, входящей в состав Российской империи, скрывались дедушка Ленин и террорист эсэр Савинков... Но, как показало развитие истории, «разъединится», в большинстве случаев, иногда «тянет». Никогда чехи не ссорились со словаками, а теперь — два государства.
Так что демократию я бы назвал либерализмом, связанным национальными интересами. А либерализм — демократией, без уз национальных интересов. Что лучше — вопрос. Но вопрос исторический. США, Канада, ряд других стран, формировались, как страны эмигрантов. Местное население было мизерным (да и живут они сейчас самой беззаботной жизнью). А вот итальянцы гордятся своей тысячелентней историей (как и китайцы). Но разве меньше «истории» у Британии или Франции, у Германии или у нас? Вообще, если кто забыл, так и слову «Россия» в ноябре этого года исполнится всего 304 года. Но разве её история была «белым листком бумаги»?
И «война» сейчас идет между двумя ценностями. Между «товар-деньги-товар» и «деньги-товар-деньги», и между либеральными и демократическими ценностями. Хотя, мы можем придумывать себе что угодно. Правда есть ещё «вавки» в головах безумцев...
Опустим первую «причину войны». Но посмотрим на вторую.
Кто был в Европе, ощутили этот дух «напряжённости». Да, «все люди сотворены равными», но видили ли вы «белого», который хотел бы стать «чёрным», а наоборот?.. Почему многие, вместо того, что строить СВОЮ страну, предпочинают «нахлебничать» в «сытой Европе», которая добилась своей «сытости» тяжёлым трудом и кровью двух мировых войн? Почему одни ходят по улице с радужными флагами, а нудисты, например, по улицам не ходят?.. Есть много вопросов, которые действительно вступают в противовречия с «ценностями большинства». Более того, с НАЦИОНАЛЬНЫМИ ценностями большинства. Например, сидя на футболе в Германии, или в пивном павильоне в Мюнхене на Октоберфест, слушая «хоровое пение» немецких песен, веришь, что ты в Германии. А когда ходишь по улицам немецких городов, среди «Кебабов», «Донеров», «Бургерных», «Пиццерий», «Нашей Рашей» и всякого азиатского фастфуда, а хочешь просто сосисок на гриле или хороший айсбан с пивом — тут уже Германией и не пахнет...
Наверное, вопрос территорий уже почти улёгся (венгры только немножно бубнят, но они обе мировые войны воевали не на той стороне). Немцы забыли про Восточную Пруссию. Вернее, они против того, чтобы в неё вливать огромные деньги (в случае возвращения). Поляки практически забыли про Львов. Так, ещё могут вспомнить, что бабушка родилась во Львове. Шведы никак не претендуют на норвежские месторождения газа и нефти. Европа практически «успокоилась». Но вот «внутренние» вопросы только нарастают.
Когда-то смотрел на украинском телевидении программу про сельское хозяйство. Стоїть агроном у вишиванці і розмовляє людською мовою. Каже — це його нова батьківщина... Но.. Он — негр... С одной стороны думаешь — ну чим не козак? А с другой стороны...
И кто бы что ни говорил, «национальную самоидентификацию» никто никогда не отменит. Нет, конечно, все непротив переспать с негритянкой или японкой, но жить одной семьёй... В Европе это большая редкость (не надо трогать светлую память Леннона...). Та же самая фигня с языком. Ну неприятно слышать у себя дома незнакомый тебе язык. Даже если это туристы... А как можно жить в стране и не знать язык страны?? Недавно разговаривал с латышами. Они рассказывали, что украинские женщины, которые работают продавщицами, уже через месяц начинают говорить на латышском. И это вызывает уважение и «терпимость» местного населения. А «местный» русский, который за 50 лет жизни в Латвии не освоил ни одного слова на латышском, не вызывает у латышей ни уважения, ни терпимости. И их можно понять (и простить).
Да, вопрос сложный. «Германия для немцев» — уже ругательство. Но где та грань, когда «гостеприимство» рождает «паразитирование»? Когда «туристы» превращаются в электорат и решают — ставить ли ёлку в бельгийском городке, так как там большинство населения — мусульмане?
Именно национальный вопрос — это та НЕПРЕРЫВНАЯ война, которая чаще идет в головах, но иногда и выплёскивается наружу. И вот тут становится актуальным вопрос о национализме и правом радикализме.
По сути, это об одних целях, но разных средствах. Если национализм — это вполне здоровый патриотизм в мононациональном государстве, который ведёт к цели довольно мирным путём (он жесток только к оккупантам), правый радикализм — вещь весьма агрессивная. При этом, многие смешивают эти понятия с нацизмом. Нет. Нацизм, скорее, это не «Германия для немцев», это «Польша для немцев» (да простят меня современные немцы, я говорю о гитлеровских, нацистских временах). И если «национализм» и «правый радикализм» — «внутренние» идеологии, то нацизм — идеология внешняя, говорящая об «избранности нации» (тут уже пардон, но «нашла коса на камень» Германии 30-х годов).
Мне кажется, что национализма нам не хватает. Его достаточно осталось, как мне кажется, только в Польше и Венгрии. И мне КОМФОРТНО в этих странах. Которые живут СВОИМИ традициями, своими ценностями. И если они при этом уважают права других народов в своих государствах, то это вызывает даже чувство солидарности.
Но, заметьте разницу. Если венгры, живущие в Украине (а это действительно этнические венгры, которые порой не знают ни украинского, ни русского языков), получают венгерское гражданство (паспорт), то они произносят клятву на верность Венгрии. Вопрос. Как тогда оставаться гражданами двух стран? И кто твой «верховный главнокомандующий»?.. У поляков — куда продуманнее. Они дают «карту поляка», которая предоставляет тебе в Польше практически все права поляка, кроме права голоса. И обязанностей у тебя не возникает, пока ты не захочешь гражданства.
Мало кто знает, но и получение российского гражданства «иностранцами» (теми же украинцами) подразумевает принятие присяги на верность Российской Федерации и её Конституции... Ты должен с оружием в руках «защищать» Россию... Но наше законодательство считает это нормальным и допустимым, не говорит об АВТОМАТИЧЕСКОМ лишении украинского гражданства при принятии российского (да даже и венгерского). Да, у человека остаётся право вернуться в украинское гражданство, но тогда, будь добр, откажись от иных гражданств (эта норма есть).
Вот и получается, что национальная самоидентификация часто связана с гражданством, а это связано с государством. И государство, которое не ведёт правильную линию по защите «НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ» — это государство, которое постепенно превращает здоровый национализм (патриотизм) в правый радикализм. Более того, наращивание последнего может привести к его приходу во власть, что чревато к скатыванию к нацизму.
Так что не надо путать эти понятия. Надо помнить — хто ти є. Сделать для себя однажды выбор. И жить с ним. Ну, пока не захочешь его поменять... Но тогда лучше поменять и страну.