Несмотря на крайне напряженную ситуацию в районе Золотого, являющегося одной из пилотных точек отвода сил и средств, и новые потери среди украинских военнослужащих, «миротворческие» заявления действующей власти не меняют тональность. Более того, у Зеленского все так же намерены говорить о возможности проведения выборов «по всей территории Украины» в октябре, что упомянул помощник президента Андрей Ермак в своем интервью Владимиру Федорину.
И интервью Ермака — если рассматривать его как целостный текст и некий итог работы новой команды на политико-дипломатическом направлении переговоров вокруг конфликта — вскрыло целый комплекс проблем в осознании и интерпретации со стороны действующей власти того, что сегодня происходит на Донбассе и в Крыму.
Те попытки апеллировать к «национальному примирению и единству», за которые взялись отдельные представители Зе-команды вроде Сергея Сивохо (впрочем, не без помощи Медведчука, который тоже продолжает продвигать свою «миротворческую концепцию» на самых разных площадках), наложившиеся на старые нарративы, рамку которых задавали и сами по себе Минские соглашения, и их последовательная интерпретация как «безальтернативной базы для урегулирования», привели к серьезному смещению смыслов вокруг войны.
Сами по себе слова о том, что проведение выборов по всей территории Украины возможно в октябре 2020 г., пусть и с уточнением, что все это может иметь место только после вывода всех незаконных формирований и передачи Украине контроля над государственной границей, должны были породить один очень простой вопрос: что помощник президента понимает под всей территорией Украины? Ведь вся территория Украины — это в том числе и аннексированные Крым и Севастополь. Значит ли это, что местные выборы, в понимании ОП, должны быть проведены осенью и там?
Но этот вопрос не прозвучал, и в целом слова обо «всей территории Украины» были плотно увязаны в формулировке Ермака с непрямой цитатой из Комплекса мер по выполнению Минских соглашений.
Российской стороной эта реплика, вне всякого сомнения, будет интерпретирована как необходимость снова напомнить о старой концепции, сводящейся к формуле — «проводим выборы в ОРДЛО, возвращаем разоренный и измученный регион, но полный российских „отпускников“ и спецслужб, в Украину, Крым выносим за скобки раз и навсегда».
Но это не просто небрежность в формулировках, и шаг, призванный продемонстрировать российским переговорщикам (и в данном случае не важны кремлевские отставки и назначения — подобный сценарий с теми или иными поправками устроил бы все условные «башни»), с кем именно нужно разговаривать и как — это последствия дискурса, продвигаемого несколько прошлых лет, когда вопросы Крыма и Донбасса были разделены искусственно. Хотя очевидно, что речь шла и идет о целостном процессе — российско-украинской войне.
И тот факт, что Крым был упомянут помощником президента Украины только в самом конце интервью и в очень уклончивых выражениях вроде «я считаю, этот вопрос сложный, я не знаю, как его решать, но Крым — это Украина», только в очередной раз доказывает неправильность такого разделения.
Внушает серьезные опасения и властная интерпретация плана Сайдика. Помощник президента Зеленского высказал сразу несколько мыслей, подтверждающих старую гипотезу о том, что действующая власть решила идти по карте этого плана — т. е. поставить в центр всего урегулирования вопрос выборов на оккупированных территориях, получив взамен некий фонд на восстановление Донбасса. Ермак утверждает, что «мы хотим выборов» — вот только кого он подразумевает под этим местоимением? Население оккупированных территорий? Народ Украины в целом? Близкое окружение Зеленского?
Проблема с выборами в ОРДЛО состоит не только в передаче государственной границы под украинский контроль к моменту голосования — это условие, без которого выборы в принципе не могут быть признанными прошедшими по украинскому законодательству.
Существует еще целый ряд сложностей, которые никак не смогут быть устранены, даже если представить себе откровенно невероятную ситуацию, что РФ выведет свои войска из ОРДЛО прямо сейчас. Это восстановление украинских органов власти на территориях, находившихся под оккупацией. Необходимо будет и восстановление документов будущих избирателей, которые были утеряны или просрочены за время войны, — но это должно быть именно восстановление, а не раздача украинских паспортов без предварительных проверок всем желающим, с оставшимися там под видом «народной милиции» офицерами ФСБ РФ включительно.
Именно поэтому данному этапу должен предшествовать демонтаж незаконных формирований, причем это обязана быть не «трансформация силовой компоненты», которой бредил Чеснаков, т. е. не переформатирование НВФ в «силы, которые будут обеспечивать правопорядок после реинтеграции», а крайне серьезное и детальное расследование по каждому из членов НВФ и последующие суды.
Необходимо также восстановить разорванную коммуникацию с жителями оккупированных территорий — провести работу по информированию людей о том, что, собственно, будет происходить дальше, как будет действовать украинская власть, кто будет представлен на выборах.
Очевидно, что этот комплекс процессов займет не один год, а сроки, обозначенные Ермаком, могут считаться реалистичными лишь для проведения видимости волеизъявления и закрытия вопроса российской агрессии под предлогом формально завершенной политической части урегулирования.
Команда президента может сколько угодно рассказывать о том, что у нас якобы нет времени, потому что на нас давят извне, но это откровенная и не слишком удачная попытка подменять причину следствием. От нашей позиции — той позиции, которую официально артикулируют представители украинской власти, зависит дискурс, в рамках которого и будут вестись переговоры о войне. И если мы как государство не берем на себя труда формулировать свою позицию, то можно не сомневаться — в РФ не задержатся со своими проектами и концепциями. Причем затрагивающими множество переговорных площадок и форматов сразу.
Странно требовать от Европы реагировать на российскую агрессию подобающим образом, если украинский президент так упорно избегает называть Россию агрессором. Странно обвинять союзников в том, что они проявляют недостаточное рвение в отстаивании украинских интересов, если сами представители действующей власти готовы «сойтись где-нибудь посредине».
Да, разумеется, не в последнюю очередь вопрос поддержки Украины в различных форматах — это вопрос средств, которые привыкли считать как в ЕС, так и в США. Но в том случае, если украинское руководство со своей стороны не видит никакой проблемы, чтобы провести видимость выборов на оккупированных территориях, тем самым дав россиянам зеленый свет на новые и усиленные требования снять санкции, закрыть вопрос Крыма и не возвращаться к нему больше никогда, то почему внешние игроки должны видеть в этом вызов?
В последнее время автору этих строк приходится много общаться с представителями посольств тех государств, которые отчетливо понимают, что Украина столкнулась с российской агрессией. Одним из недавних мероприятий, где можно было услышать точку зрения наших последовательных союзников из стран Балтии и Польши, был круглый стол в Краматорске «Реинтеграция Донбасса. Европейский взгляд». Позиция послов Латвии, Литвы и Польши сводилась к тому, что реинтеграция — комплексная и очень сложная задача, которая явно займет много времени, но это не значит, что нельзя делать что-то уже сегодня. Правда, под этим представлявшие на мероприятии Латвию и Литву послы Юрис Пойканс и Марюс Януконис подразумевали восстановление школ в прифронтовых городах, развитие инфраструктуры и выход на сотрудничество между нашими государствами в вопросах местного самоуправления, но никак не форсированные выборы в ОРДЛО. А посол Польши Бартош Цихоцкий прямо проговорил, что фейковые выборы не равняются разрешению конфликта, добавив, что позиция его государства сводится к тому, что пока Крым не будет возвращен Украине — никакой нормализации отношений с Россией не может быть. Но польский дипломат сказал еще одну, не менее значимую фразу: союзники поддержат Украину в том ее решении относительно конфликта, которое будет принято властью и воспринято украинским обществом.
И это очень важная и очень симптоматичная ремарка: поддержка внешних игроков будет зависеть от того, насколько твердо и последовательно Украина будет защищать свои интересы. Но пока что ситуация смотрится несколько сюрреалистично — представители стран Балтии и Польши, которые пока не ведут войны с Российской Федерацией, рассуждают о войне серьезнее, чем власть страны, которая сражается за свою независимость вот уже шестой год.
Команде Зеленского необходимо вернуться в реальность из мнимо мирной атмосферы закулисных договоренностей, в которой они, похоже, пребывают. И чем быстрее это произойдет, тем лучше.
Источник: ДС