Как часто тебя не было рядом. А когда ты был рядом, мы не знали, что друг с другом делать. Древние греки считали, что если у ребенка нет отца, то он не имеет права на существование, т.к. он никто. В буквальном смысле — это означает, что, например, мужчина не мог после своего имени добавить фразу «сын того-то». Вот и получалось, что он без имени, а значит и никто. Наиболее ярко это описывается в вечном произведении Гомера «Илиада», когда жена Гектора говорит ему, что если он погибнет, вместе с ним «умрет» и его новорожденный сын, т.к. у него не будет отца. От метафорического смысла этой фразы до практического воплощения в реальности всего один взгляд, наполненный грусти.
Однажды Ницше сказал: «У кого нет отца, тот должен найти его себе». Где я только его не искал. Одно время мне казалось, что это седовласый и опытный тренер-пауэрлифтер в спортзале. Прошло время, я получил часть отцовского от тренера и пошел дальше. Были еще другие мужчины, в которых я пытался рассмотреть то отцовское, что я представлял себе. Искать отца — дело не простое, особенно когда он жив, и ты точно знаешь, кто он. В голове возникает очень стойкий когнитивный диссонанс. Образ отца распадается, и я пытаюсь собрать осколки этого образа в разных людях. В тренере – сила и строгость, в начальнике-академике – авторитет и ум, в психотерапевте – принятие и любовь, в друге – открытость и равенство, в Боге – образ себя. После стольких лет собирательства я могу с уверенностью сказать, для себя я понял, что того отца, которого я хочу, в моей жизни не было, нет, и не…. . Те образы, что я собрал, сформировали внутри меня моего внутреннего отца, который стал для меня тем, кем я хочу быть сам?!
Культ отца в древней Греции и последующий патриархат (видимый, но не очевидный) дали нам много интересных мыслей (естественно, лидер в этом Аристотель), которые проливают свет на нынешнюю культуру отец-ребенок.
По мнению древних, отец – это творец, в плане семьи отец – это в первую очередь носитель культуры. Роль матери была очевидна, но от этого не лишена своей сверхценности, это вынашивание и вскармливание, отец же давал ребенку душу в культурном контексте этого слова. Он учил быть. Строить и созидать, бороться и побеждать, быть мудрым в выборе, уходить для того, чтобы вернуться – это все передается нам от отца. Научить, вот что делает отец. Научить на своем примере, вот что делает мудрый отец. При таком отце бунт против него невозможен.
Интересно, что у певчих птиц, функция пения не заложена генетически, она вырабатывается в процессе роста птенцов, и эту функцию обучения выполняет именно птица-отец.
Мысль древней Греции мне очень импонирует, в ней есть то, что я ищу и чего мне не хватает, я нахожу в ней объяснение себе.
Современность бросает гендерным стереотипам большой вызов. Социокультурные революции оставляют после себя глубокие пропасти в земле (в матери???), в которые падают миллионы мужчин, так и не став отцами.
Борьба за власть и борьба в обществе в целом мутировала и приобрела черты феминности (или же это щит, которыми прикрывают гипертрофированную маскулинность). Современный отец, как и мифический Гектор, ходит в доспехах. Эти доспехи уже давно перестали блестеть бронзой или серебром, они стали отражать блики в лакированных туфлях и солнечных очках. Об этих доспехах уже давно не отражаются враги, в них видно лишь свое отражение. Но, как и Гектору, современному мужчине нужно снять броню, снять свой шлем для того, чтобы обнять и поцеловать ребенка.
Страх быть поверженным врагами (в ближнем бою бьет всегда тот, кто ближе) заставляет мужчину постоянно ходить в броне. Обниматься и целоваться в ней необычайно тяжело, местами это даже невозможно. Броня – это еще одна граница на пути к общению и пониманию, кто стоит перед тобой. Иногда снять доспехи самостоятельно не получается и нужен Санчо Панса для полного личного сервиса (Ортега-и-Гассет обязателен к прочтению перед использованием оруженосца и борьбы с ветряными мельницами).
Это тянется уже очень долго, так долго, что начинает казаться, что все так и должно быть. Вечная проблема отцов и детей. Отцы не востребованы и не реализованы, дети не воспитаны и недолюблены. Все крутится и вертится (Rock and Roll) вокруг этих взаимоотношений и для их исправления нет ни сил, ни времени, ни желания.
Сыновья вырастают такими же самостоятельными, как и их отцы. Самостоятельными, потому что сами. Одни. Без имени.
Они надевают доспехи отца, выдавая их за свои в своих же глазах, и вступают в мир с твердой уверенностью, что они станут лучше. В чужих поношенных доспехах?! Ха!! Борьба с ветряными мельницами продолжается, охота на ведьм (ведь во всем виноваты именно они!) в разгаре.
Сыновья, дочери. Кто они?