Два резонансных ДТП с маршрутками (на одесской и житомирской трассах) в один день, сгоревшие заживо в автомобиле люди на дороге возле Кончи-Заспы — и министр инфраструктуры разразился анонсом комплекса мер, призванных повысить безопасность дорожного движения на украинских дорогах. Причем отреагировал настолько быстро, что создалось впечатление, что господин Омелян просто сидел в засаде с этими мерами наготове и ждал удобного повода их презентовать общественности.

Я настаиваю на слове «повода», поскольку озвучены предложения министерства были задолго до того, как полиция могла провести самый поверхностный анализ произошедшего и назвать, хотя бы предварительно, предполагаемые причины трех ДТП, унесших в совокупности 18 жизней, из которых как минимум четыре – детские. Замечу, что еще 25 человек получили травмы разной степени тяжести, некоторые из них – очень тяжелые.

Меру – мерам

Итак, разберемся, какие действия властей инициирует министерство инфраструктуры и насколько они оправданы и действенны.

С 21 июля Национальная полиция совместно с транспортной инспекцией начинает тотальный контроль всех перевозчиков. Не очень понятно, что именно, где и как будут проверять, но обещают конфисковать транспортные средства, если коммерческие перевозки на них осуществляются без лицензий и отбирать лицензии и штрафовать перевозчиков, если автобус незаконно переоборудован из грузового в пассажирский.

К чему это приведет на практике, думаю, понятно. И без этого перегруженной национальной полиции будет сложно на сколько-нибудь длительный срок выделить достаточное для проведения широкомасштабной акции-проверки количество сотрудников и поэтому она отработает это мероприятие по принципу «для галочки». Перевозчики, не располагающие необходимыми лицензиями и сертификатами, какое-то время воздержатся от работы, создав определенные неудобства пассажирам, а затем, когда осядет пыль, вернутся к работе в прежнем режиме. Либо все-таки оформят необходимые документы: цена вопроса – несколько тысяч гривен. Ну, может, в условиях истерии удастся срубить с сэкономивших ранее перевозчиков вдвое. Что ж, за жадность всегда рано или поздно приходится платить.

Следующая инициатива мининфраструктуры, активно поддержанная МВД, затрагивает не только перевозчиков, а всех водителей без исключения. Представители двух министерств анонсировали подготовку постановления правительства, которым «будет возвращен скоростной контроль на дорогах». На простом и понятном языке: «патрульных полицейских вооружат измерителями скорости и рассадят по кустам, в которых ранее сидели гаишники». Постановление планируют очень оперативно подготовить и уже 26 июля принять на очередном заседании правительства. Вступить в силу, по словам министра Омеляна, оно должно будет с 27 июля.

Что из этого получится и действительно ли с пятницы, 27 июля полиция начнет ловить нарушителей скоростного режима из засад? Теоретически это возможно, но вряд ли все произойдет так быстро. Несмотря на то, что спешка хороша при ловле блох, сгондобить правительственное постановление за четыре рабочих дня вполне реально. Разумеется, его качество будет соответствующим, но кого в нашей стране заботят такие мелочи?

Есть в пороховницах и немного пороху, то бишь припрятанных на складах министерства внутренних дел средств для измерения скорости, оставшихся от предшественников нынешней национальной полиции. Маловероятно, чтобы кто-то попытался вернуть в строй лишенные фотофиксации архаичные «фены» — «Барьер 2М» или более совершенные, но очень часто ошибающиеся скандальные «Визиры». Но сотни полторы – две созданных специалистами американского аэрокосмического агентства NASA почти безошибочных лазерных радаров TruCam там тоже имеется. И часть из них, наверное, окажется вполне пригодными к эксплуатации.

Их новая полиция сможет задействовать. Правда, только после того, как они будут официально сертифицированы для использования сотрудниками патрульной полиции. Напомним, в 2010-2011 годах на то, чтобы узаконить применение этого прибора для контроля скорости тогдашней ГАИ, понадобилось около полугода. Конечно, явочно-революционным порядком все это можно сделать и быстрее, но где гарантия, что автомобилисты быстро не раскопают нарушения, допущенные в ходе такой ускоренной сертификации, и не пожалуются в прокуратуру (как это произошло 8 лет назад), после чего от использования приборов на какое-то время придется отказаться?

Кстати, после завершения сертификации понадобится еще какое-то время, чтобы научить сотрудников патрульной полиции, никогда ранее скорость транспортных средств не измерявших, правильно пользоваться трукамами. Ведь это только сказки, рассказываемые министрами, быстро сказываются. Дела делаются значительно медленней. А вот опытные юристы готовят необходимые для обжалования скоростных постановлений в судах документы быстро. Они у них и сегодня есть в виде «полуфабрикатов».

Продолжим. Для того, чтобы в соответствии с процедурными нормами честно остановить нарушителя и составить протокол о нарушении скоростного режима нужно в среднем около 20 минут. Следовательно, один наряд патрульной полиции за свою 12-часовую смену может успеть оформить около 36 протоколов на общую сумму 9-13 тысяч гривен. Сотня таких экипажей за день заработает для бюджета около миллиона – миллиона с четвертью гривен в день (предположим невероятное, что все нарушители смиренно заплатят) и накажут 3,6 тысяч нарушителей скоростного режима (0,05% всей водителей). За год, соответственно, обеспечат бюджету до 400 млн. гривен дохода, наказав водителей за превышение скорости 1,3 миллиона раз, или, если по одному разу, то каждого пятого. Неплохие, на первый взгляд, показатели. Но не следует забывать, что Департаменту патрульной полиции придется ежедневно выделять для фотоохоты за нарушителями две сотни полицейских, которых и без того не хватает для нормальной борьбы с уличной преступностью в стране. О том, сколько застрявших на деревьях котят останутся без помощи сидящих в это время в кустах копов и подумать страшно.

Кстати, чтобы достичь весомых показателей поступлений от штрафов, засады придется устраивать не на действительно аварийно-опасных участках дорог — там нормальные водители обычно снижают скорость, а в местах, где скоростные ограничения установлены искусственно и неоправданно. Годовые затраты на содержание охотящихся на нарушителей патрульных с учетом зарплат, топлива и амортизации техники вероятно не превысят сотни миллионов гривен – так что как минимум тройной подъем государству обеспечен. Если, конечно, нарушители заплатят.

А теперь – вишенка на торте: скажите, какой процент таксистов или просто занятых важными делами в целом законопослушных граждан удержит от превышения бессмысленно установленного ограничения скорости статистическая вероятность раз в пять лет заплатить за это 255 гривен? О том, что, на самом деле превышение установленных скоростных лимитов крайне редко становится причиной аварии, уже говорено-переговорено не одну сотню раз. Тем не менее, чиновники до сих пор не могут понять, что причинами подавляющего количества ДТП становятся совсем иные действия их участников или бездействие тех, в чьи должностные обязанности входит обеспечение безопасности на дорогах. И не скорость, а слишком быстрая остановка становится фактором, отягощающим их последствия.

Нужно признать, что есть среди идей, озвученных представителями министерства инфраструктуры и довольно дельные, правда, безотносительно произошедшего. Так идею с 1 января 2019 ввести обязательные gps-трекеры и тахографы (или их аналоги) для автобусов и грузовых автомобилей можно только приветствовать. А электронного билета, который министерство пообещало внедрить также с начала следующего года, неравнодушная общественность требовала еще до повышения стоимости проезда в общественном транспорте столицы. Только вот успеют ли чиновники за оставшиеся до конца года пять месяцев разработать, протестировать и утвердить соответствующие нормативы и регламенты – большой вопрос. А ведь после утверждения и публикации документов понадобится еще немало времени на их реализацию, включающую сертификацию необходимого оборудования и программного обеспечения, его закупку и установку. Иными словами, если бы вся нормативка была готова уже «вчера», у нас был бы шанс увидеть трекеры, тахографы и электронные билеты в роли подарков к ближайшему новому году. А так..думаю, раньше 2020 реально рассчитывать на них нет смысла. Но как раз здесь я ошибиться был бы рад.

Истинные причины, никому не интересные

А теперь разберемся в случившемся на дорогах. Обе аварии с микроавтобусами прошли по схожему сценарию: они врезались в фуры. С той лишь разницей, что на Одесской трассе (Е95) недалеко от Кривого Озера микроавтобус врезался в стоящую в полосе движения фуру (вероятно она была неисправной), а на Житомирской (Е40) возле села Глыбочица, по словам водителя фуры, — в отъезжающую от заправки.

В обоих случаях следы торможения микроавтобусов перед столкновением отсутствуют. В обоих, судя по месту и фотографиям, авариях нет ни малейших оснований предполагать, что причиной столкновений стало превышение максимально разрешенной скорости (в обоих случаях речь идет о 110 км/час). В обоих случаях нет также и оснований предполагать, что водители микроавтобусов, даже отвлекшись на мгновение от дороги, могли не видеть препятствия. В обоих случаях состояние дорожного покрытия и разметки хорошее, а по украинским меркам – отличное. В обоих — водители погибли.

Поэтому, если техническая экспертиза не выявит каких-либо проявившихся еще до столкновения неисправностей автомобилей, приведших к отказу тормозов или рулевого, эти аварии придется списать либо на внезапное ухудшение здоровья водителей, либо их засыпание за рулем вследствие усталости

Теперь разберемся с автомобилем, сгоревшим на отлично размеченном Старообуховском шоссе в Конча-Заспе. Сохранилась запись видеорегистратора, установленного в автомобиле Geely, тоже ставшего участником этого происшествия, но счастливо избежавшего возгорания. Судя по этой записи, автомобиль Renault занесло на скользкой дороге во время дождя, он по касательной столкнулся с Geely, который после столкновения развернуло, и улетел навстречу ехавшему вслед за китайцем Hyundai Tucson. В результате лобового столкновения последние два автомобиля загорелись. Экипаж кроссовера получил травмы, но в полном составе покинул свой автомобиль. Из Renault не вышел никто, и не исключено, что люди в нем сгорели заживо.

Трагедия? Безусловно. Но причем здесь превышение разрешенной скорости или осуществление пассажирских перевозок? И кстати, уже известно, что стало причиной возгорания? Возможно, один из загоревшихся автомобилей был оснащен ГБО? Объявим крестовый поход и против его установщиков?

Кстати, пока писалась эта статья, появилось сообщение о полицейском Prius, упавшем в речку Нивка на Петропавловской Борщаговке во время преследования мопеда. Один из правоохранителей получил сотрясение мозга, что случилось со вторым – не понятно: некоторые новостные порталы сообщают. что он то ли сбежал, то ли его не могут найти. Стоит ли, руководствуясь логикой министерства инфраструктуры, немедленно запретить полиции преследовать мопеды, велосипеды и самокаты ввиду того, что погони заканчиваются так плачевно?

Банальный итог

Погибших 20 июля в трех ДТП людей жаль. Очень. Соболезную всем, потерявших родных и близких. Но нужно понимать, что они не единственные, кто погиб на украинских дорогах в этот день. И отдавать себе отчет, что количество жертв дорожного движения будет расти, если мы не научимся бороться с настоящими причинами аварий в Украине. Не реагировать истерично-показательно на трагические стечения обстоятельств, а по-настоящему анализировать статистику аварийности. И принимать на ее основе долговременные взвешенные решения. А для начала нужно эту статистику хотя бы научиться собирать, чтобы ВОЗ не считала нашу страну такой, в которой достоверная статистика о состоянии аварийности попросту отсутствует.

Анализируя реальные статистические данные, министерства и ведомства, возможно, наконец-то поймут: несмотря на то, что все пятничные ДТП случились на хороших дорогах, главная на сегодняшний день причина аварийности в стране – удручающее, никуда не годное состояние дорожной инфраструктуры. Включая разметку, знаки и обеспечивающие безопасность дорожные объекты и сооружения. Именно они, а точнее их отсутствие, провоцируют водителей на нарушение рядности, правил маневрирования и проезда перекрестков, а пешеходов — на нарушение правил перехода проезжей части. Именно эти нарушения, а вовсе не скорость, становятся в нашей стране основными причинами аварийности.

В общем, сегодня во власти все как обычно: на безопасность дорожного движения чиновникам плевать, бороться с причинами смертности на дорогах трудно и чиновникам не интересно, а весь пар уходит в пиар.