На фото: вид на Чатыр-Даг из Симферополя


Просматривая в Фейсбуке новостные ленты крымчан, наткнулся на пост одного довольно известного крымского журналиста, где тот жалуется на то, что по соседству с его домом какая-то фирма возвела некое сооружение. И теперь он не может нормально себя чувствовать в своем доме, плохо спит по ночам и вообще не в своей тарелке потому, что это сооружение закрыло вид из окна на Чатыр-Даг.

Короткая справка для обитателей материковой Украины, если кто не в курсе: Чатыр-Даг – гора, находящаяся на полпути между Симферополем и Алуштой, высота ее восточной вершины, Ангар-Буруна — 1452 метра над уровнем моря, западной, Эклизи-Буруна – 1525 метров. С крымскотатарского Чатыр-Даг переводится как Шатер-гора, потому что силуэтом, если смотреть со стороны Симферополя, напоминает вытянутую палатку. Эту гору в правом окне автобуса видели все, кто когда-либо ехал из Симферополя на Южный берег Крыма, ведь Ангарский перевал, через который проходит троллейбусная трасса, как раз разделяет Чатыр-Даг и отроги горы Северная Демерджи.

Но это сухая информация.

А для симферопольцев важно то, что силуэт Чатыр-Дага неразрывно связан с Симферополем, является его символом и даже был изображен на первом гербе города, учрежденном в 1844 году. В ясную погоду Чатыр-Даг просматривается со всех более-менее возвышенных обзорных точек Симферополя и, конечно, если Чатырдаг виден из окна дома, то это является предметом особой гордости хозяев.

Когда симферопольца припекает, он берет бутылку и идет смотреть на Чатыр-Даг. Или просто смотрит, без бутылки. Такой процесс (я про тот, который осуществляется всухую), именуют медитацией и японцы, к примеру, этим обычно занимаются созерцая Фудзияму, индусы – Гималаи, а симферопольцы, соответственно, свой Чатыр-Даг.

А тут — на тебе, взяли и лишили потомственного симферопольца панорамы, к которой он привык с детства, вида, на котором отдыхал усталый глаз и релаксировала истерзанная душа.

Ну что тут сказать? Казалось бы, остается только посочувствовать автору поста да еще раз проехаться по новоявленным пророссийским «руководителям», плюющим на чаяния коренных крымчан и выдающим разрешения на строительство кому ни попадя.

Но, во-первых, если быть честным, то и в украинские времена властьпредержащие (многие из которых так и остались у бюджетной кормушки, поменяв лишь в удостоверениях тризуб на двуглавого орла) не слишком пеклись о визуальном пространстве горожан.

А, во-вторых, многие обиженные новой «властью» горожане потерпевшими выглядят крайне неубедительно…

Судя по данным российской статистики, население Крыма за 2014-2016 годы увеличилось тысяч на сорок человек. Но, по словам пророссийского «руководства» полуострова, в Крыму сейчас проживает не меньше 200 000 (!) беженцев из Донбасса. Да и чиновников, силовиков, военных, переехавших в Крым из России, судя по всему, тоже немало – а ведь каждый приехал с семьей. То есть, в Крым заехало несколько сот тысяч народу, а население почти не выросло. Куда же делись коренные крымчане?

Ответ на поверхности — эмиграция. Люди бегут от диктаторского режима. И псевдоданные Росстата о жалких 10-15 тысячах крымчан, переехавших за 2014-2016 годы в Украину противоречат цифрам из других российских же источников. Получается, даже число в 100 000 жителей Крыма, покинувших полуостров в связи с его «возвращением в родную гавань», не выглядит фантастическим.

К чему это я? К тому, что эти вынужденные эмигранты тоже лишены возможности увидеть свой Чатыр-Даг или, в зависимости от местоположения их родного дома, Ай-Петри, Ласточкино гнездо, Новый Свет, Херсонес, Тарханкут – перечислять можно еще и еще. Лишены надолго, и, вот незадача, при непосредственном участии того самого обиженного журналиста и его коллег, которые, кстати, оставили соответствующие комментарии под фейсбучным постом о загороженной панораме.

По фамилиям сочувствующих журналисту френдов, великолепных в своем праведном гневе по поводу варварской застройки, можно составлять золотую книгу современной крымской «журналистики». Под вышеупомянутой публикацией в Фейсбуке отметились самые голосистые трубадуры «крымнаша» и певцы российского «орднунга».

Кто-то из них уже много лет назад призывал вернуть Крым в «родную гавань», благо в Украине тех лет можно было безнаказанно писать и проповедовать все, что угодно. Кто-то стал «русским патриотом» в считанные дни весны 2014.

Но понять боль людей, у которых отняли Родину, никто из «независимых и объективных» крымско-российских «журналистов» даже и не пытался. Хотя улюлюкали в спину отъезжающим коллегам и злорадствовали по поводу гонений на журналистов, не продавшимся пророссийскому режиму эти «акулы пера» публично, профессионально и с удовольствием.

И тут вдруг такая неожиданность — оказывается, что потеря даже кусочка Родины, всего лишь вида на «свой» Чатыр-Даг, может лишить сна и покоя.

Что это, оказывается, больно!

Вспоминается анекдот, из тех, которые так любит рассказывать на камеры ведущих европейских телекомпаний пытающийся выглядеть остроумным президент соседней страны.

Когда двух любимых персонажей советского фольклора командировали радикально решить проблему ограничения рождаемости в перенаселенной азиатской державе, то боевитый красный комдив сразу же предложил использовать вместо сложной хирургической манипуляции для мужчин два кирпича, один удар которых заменял многочасовые старания опытного хирурга. И на испуганный возглас помощника: «Ты что, Василий Иванович, это же больно!» самодовольно, с ленинским прищуром, отвечал: «Конечно, больно, Петька – если по пальцу попадешь!»

По своему пальцу…


Максим Кобза

Крым.Реалии